Когда большая часть жизни уже позади, наступает период, когда хочется оглянуться назад: вспомнить детство, подростковый период, школьные годы. Вот и я в последнее время все чаще возвращаюсь к месту, где жила до окончания школы в 1982 г.- улице Луговой г. Спас-Деменска - и откуда ушла в неизвестный и сложный, большой взрослый мир.
Вместе со мной вспоминают начало начал те, для кого Луговая тоже стала улицей детства.
Это было в прошлом веке
Как известно, появление на карте Спас-Деменска улицы Луговой неразрывно связано с деятельностью предприятия (в разное время - ЛМС, Спас-Деменская ПМК «Калугамелиорация», ПМК-10), контора которого располагалась здесь же. В будке на проходной был единственный на всю улицу телефон, туда бегали звонить, если нужно было вызвать скорую помощь.
Занималось предприятие осушением заболоченных земель района для последующего вовлечения новых площадей в сельскохозяйственный оборот. По мере расширения производства на работу приглашались специалисты, для которых на Луговой строилось бесплатное жилье (для тех, кто желал строиться сам, выделяли по пять соток земли).
Говорят, что самое активное строительство было в конце 60-х годов теперь уже прошлого века, когда директором был Петр Федорович Сафонов (кстати, его супруга Валентина Ивановна, профессионал своего дела, много лет работала медсестрой в школе №1, где мы учились, очень внимательная и тактичная женщина).
Дома строились деревянные: двух и трехквартирные. В доме № 1 первыми жителями стали семьи Сафоновых, Поповых, Тимашковых. Жилые помещения были небольшие, с печным отоплением. К ним полагались земельные участки под огородничество и ведение подсобного хозяйства. Воду брали из колонки, удобства - во дворе.
В годы моего детства, в шестидесятых-семидесятых годах, на Луговой жили Мухины, Аввакумовы, Антоненковы, Горбачевы, Ларютины, Поповы, Енуковы, Кислюки, Клевцовы, Хазовы, Новиковы, Лысенковы, Паленовы, Солдатовы, Петраковы, Финапетовы, Абраменковы, Севостьяновы, Дубченковы, Стефанковы, Сергеевы, Коробенковы, Тихоненковы, Беловы,Тихомировы и другие...
Достойный пример
Чтобы не подводить родителей, дети старались хорошо учиться и помогали им по хозяйству. Вспоминаю, как в подростковом возрасте выпрашивала разрешение на летних каникулах доить корову в обед (надо было идти в д. Морозово) и потом буквально таяла в лучах славы от похвалы взрослых женщин, когда шла с дойки: «какая молодец»...
Ничего удивительного! В советские времена самыми уважаемыми были люди труда. На нашей улице жила Валентина Горбачева, одна из лучших работниц фабрики строчевышитых изделий. Впервые я узнала о ее достижениях на демонстрации, кажется, по случаю 1 Мая. В те годы победителям соцсоревнования, настоящим труженикам, мастерам своего дела, давали слово. Стоя на высокой трибуне рядом с памятником Ленину, куда мы, пионеры, к 22 апреля приносили первые подснежники, наша соседка Валентина Степановна Горбачева рассказывала о своих успехах... Такие примеры для детских сердец были запоминающимися, знаковыми.
- Все мое детство и даже начало взрослой жизни связано с улицей Луговая. Хорошо помню, что родители воспитывали нас в труде. Как бы ни звали нас друзья купаться на карьер, пока мы не переделаем дела, которые нам поручены, никуда не пойдем, - делится Елена Евгеньевна Тимашкова (Ларютина). - Помню, что мы убирались, пололи грядки, носили воду, рубили траву для поросят. Но играть тоже успевали. Мы дружили с Таней и Галей Петраковыми, Галей Морозовой. Очень дружны были со Светой Поповой. А еще у нас были подруги с улицы Трегубова: Лариса Коробенкова, Лена Цурикова. Моя старшая сестра Галя была для меня примером. Еще в школьные годы она освоила мотоцикл. Техника ей нравилась, поэтому когда в лагере труда и отдыха ей предложили научиться работать на тракторе, Галя согласилась. В том же году на соревнованиях в Мосальске моя сестра Галина Ларютина заняла 1-е место: на тракторе лучше всех вспахала борозды в свал и в развал...
Особая аура
Вглядываясь в прошлое через призму времени, видишь то, на что раньше не обращал внимания, а сегодня это кажется очень значимым. Я вспоминаю замечательных сестер Ларютиных, а также Дубченковых, Морозовых, Свету Попову, Леню Финапетова, Антоненковых, Севостьяновых...
К сожалению, с возрастом память становится избирательна: вроде все пережитое складывает в свою копилочку, а через годы и десятилетия дает посмотреть только самые яркие «файлы», окрашенные незабываемыми впечатлениями, эмоциями, душевными переживаниями...
С Валей Беловой мы катались на коньках на пруду ПМК, ходили купаться на старый карьер, за грибами и ягодами, собирали букеты цветов, забирались в укромные уголки, где нам никто не мешал, и пели песни: пионерские, патриотические и просто душевные. Оля Антоненкова стала мне как сестра - я делилась с ней самым сокровенным, мы читали одинаковые книжки и обсуждали их содержание, мечтали вырасти похожими на положительных героев, искали справедливую точку опоры... Когда Оля уехала учиться, моей самой близкой и надежной подругой стала Алла Быстрикова. Прошедшее время не изменило моего отношения к ним.
Светлана Васильевна Васютина (Попова) называет умение дружить самым ценным, что дала ей улица детства.
- Наверное, у Луговой была особая аура. Сестры Ларютины и Петраковы,Таня Виташенкова, Леня Финапетов, Галя Морозова, Витя Аввакумов, Олег Горбачев... Мы много времени проводили вместе, - вспоминает она. - «Казаки-разбойники», лапта, магазин, дочки-матери, классики, календарики - все эти и другие совместные многочисленные игры на воздухе сплачивали, учили приходить друг к другу на выручку. У нас на улице даже был свой театр, который организовали девочки постарше. Помню свою роль цыганки. Мои белокурые волосы тщательно убраны под косынку, я учусь танцевать... Через всю жизнь я пронесла детскую дружбу. Сегодня мои самые близкие подруги - Таня Виташенкова (Гаврикова) и Лена Ларютина (Тимашкова).
Подробнее о театре рассказывает Галина Евгеньевна Ларютина:
- Одним из самых ярких и запоминающихся событий моего детства был театр, который мы организовали с Таней Петраковой. Ставили «Золушку», «Бременских музыкантов», а иногда придумывали сюжеты сами. Даже стихи писали. Театр располагался в нашем недостроенном гараже. В представлениях была занята местная детвора. Всем было интересно и весело. Запоминали роли, учились петь песни. Помню, что мы даже «выезжали на гастроли» - ставили спектакль на улице Мичурина.
Олег Николаевич Новиков, проживший на Луговой несколько лет, рассказывает о друзьях детства:
- Хорошо помню Андрея, Гену, Колю Антоненковых - трудолюбивые ребята, хорошо учились, увлекались спортом; вспоминаю Олега Горбачева -рассудительного, спортивного парня, который пользовался у ребят авторитетом. Только хорошее и доброе могу сказать о Лене и Гене Финапетовых, Вите Аввакумове.
О том, что и взрослые, и дети были очень дружны, говорит и Елена Владимировна Кравченко (Горбачева):
- На улице Луговой жили удивительные люди. Всегда и во всем помогали друг другу, вместе отмечали праздники. Вот один из них... Осень, за домом тети Ули Шлыковой прямо на траве организовали широкий стол, на котором разложили все, что принесли из дома. А что приносили? Вареную картошку, окорок, лук, яйца... Может быть, и выпивали немного. Но я не помню на улице неблагополучных пьющих семей.
Летом часто играли в лапту на поле, что располагалось за бывшей райповской конторой. Поле было буквально вытоптано. Приходили и ребята, которые были старше нас. Помню Толю и Пашу Стефанковых, Сергея Чистякова, Валеру Сафонова, Сашу Дубченкова.
Откуда вы?
Советские времена, наполненные духовностью и трудом, все же проигрывают дню сегодняшнему в материальном плане...
Самыми первыми играми для нас, девчонок, были дочки-матери. Куклы, хоть и немудреные, были у всех. Мы шили для них одежки, а также постельное белье из лоскутков, за которыми ходили, помню, на территорию ПМК (нас почему-то пропускали без проблем). В одном из помещений были до потолка горы ветоши - небольшие обрезки самых разных тканей, видимо, с близлежащих фабрик. Здесь можно было найти даже белоснежный кусочек кружева или гипюра, я уже не говорю о разноцветном хлопке, лавсане, сатине или льняной ткани. Обновки для кукол получались красивейшие.
В магазинах Спас-Деменска был большой выбор конфет и консервов, а вот за апельсинами, мандаринами, сосисками и даже вещами жители улицы Луговой перед праздниками ездили в Москву: автобус выделяла ПМК. Однажды и мне довелось одним из таких рейсов попасть в столицу. Помню, как спасдеменцы толпой ввалились в магазин, где стоял непревзойденный для детского обоняния запах апельсинов. «Ой, откуда вы?» - во весь голос удивилась продавщица...
Как-то из Москвы нам с сестрой привезли по красному пальто из кожзаменителя, с поясом и рыжими меховыми воротниками, манжетами, оборкой по подолу. Мне не нравилось ходить в одинаковых пальто, но верхняя одежда была столь красива и необычна для наших мест, что я смирилась и гордо шагала в школу. Однажды из проезжавшего мимо автомобиля донеслось: «Смотри, Деды Морозы идут». Радость от обновки уменьшилась... А когда такое же пальто привезли из Москвы соседской девочке Лене Горбачевой, и вовсе пропала.
В летний период у школьников улицы Луговой была возможность заработать. Трактористы ПМК корчевали кустарники и деревья, а ребят предприятие приглашало собирать корни и складывать их в кучи: видимо, чтобы быстрее потом грузить и вывозить. Утром мы выезжали в поля на специально выделенном автобусе, а вечером возвращались, обед брали с собой. Руководила «бригадой» наша соседка - добросердечная тетя Вера Сергеева. За день платили по 3,5 рубля каждому- неплохие деньги по тем временам (мы их отдавали родителям). Однако некоторых мальчишек еще больше интересовали грозные следы, оставленные на спас-деменской земле Великой Отечественной войной: мы находили мины, гранаты... Тетя Вера строго следила за нами, чтобы мы ничего такого не трогали. Но я помню, как ругался водитель, вынося из нашего автобуса какой-то внушительных размеров снаряд- кто-то из мальчишек решил взять его домой...
Дай вам Бог каждому...
Промелькнули годы и десятилетия. Даже когда я находилась в Сибири за несколько тысяч километров, улица Луговая и окружающая ее природа незримо жила в моем сердце. Именно об этом говорится в одном из моих рассказов, написанном несколько лет назад:
«...Каждую весну я с любопытством жду обновления природы... Краски и запахи цветов отзываются в моей душе мелодией торжества жизни и красоты... Это притяжение откуда-то из детства... Выросла я на окраине одного из райцентров средней полосы, где к огородам вплотную подступал лесочек с травами и кустарниками, а поодаль начинались бесконечные поля, откуда мы приносили букеты ярко-синих васильков...
Помнится, в конце апреля мы собирали в нашем лесочке подснежники. Они были предвестниками долгожданного лета с каникулами, когда нас невозможно было удержать дома. По первому теплу мы плели венки из одуванчиков, без спроса убегали купаться, а еще ждали, когда расцветут фиалки: хрупкие создания с восхитительным ароматом. Не любоваться этим цветком было невозможно. Кажется, что вокруг стебелька собрались миниатюрные феи в белоснежных платьях. В фиалке удивительным образом уживались и величавость, и скромность. Мудрая природа-мать оставила на ней отпечаток своих непостижимых тайн и загадок...
... Цветов в сибирских лесах много. У них особое очарование, а некоторые занесены в Красную книгу. Но с недавнего времени (старею?) мне все чаще стала вспоминаться фиалка из моего детства, и захотелось посадить ее в моем саду. Но я нигде не могла ее отыскать: не знала научного названия. И вот недавно в социальных сетях прочитала новость о том, что «в ботаническом саду зацвела любка двулистная», фотография которой заставила меня восторженно воскликнуть: «Это она, моя фиалка!». С того дня много чего я узнала о любке двулистной. Интересного и таинственного, забавного и серьезного. Но больше всего мне по сердцу слова Владимира Солоухина: «Увидев ночную фиалку, вы должны будете понять, что находитесь в обществе изысканном. Как если бы на прежнем деревенском гулянье, народном и разноцветном, появилась заезжая гостья в длинном белом платье и в белых перчатках до локтей... Один-единственный цветок, один-единственный экземпляр может наполнить ароматом целую лесную поляну... Дай вам Бог каждому... увидеть хоть раз в жизни, как расцветает в безмолвном и неподвижном лунном цвете ночная фиалка, ночная красавица, ночница, любка, люби меня, не покинь, а по-научному «любка двулистная».
Нам, детям улицы Луговой, довелось ее увидеть… Заронила улочка Луговая в душу самое доброе и светлое и живет в сердце теплыми воспоминаниями, дарующими силы не опускать руки перед трудностями, продолжать свой путь...
- Уходит в небытие, забывается все, что в ранние годы огорчало, окрыляло и делало счастливыми, но остается малая родина - милый сердцу уголок России, куда хочется вернуться, где отдыхаешь душой и заряжаешься положительной энергией, - говорит Татьяна Викторовна Исхакова (Петракова). - Вопреки совету мудрейших не возвращаться туда, где был счастлив, чтобы не разочароваться, ведь все меняется, я еду сюда. Потому что Спас-Деменск - это прежде всего люди, с которыми меня свела судьба. Вспоминаю друзей, одноклассников, приятелей, среди которых Галя и Лена Ларютины, Таня и Галя Дубченковы, Валя и Галя Морозовы, а также Тома Печенцова, Люда Тихоненкова, Люда Солдатова и многие другие... Каждому из них я благодарна за жизненный опыт и понимание.
Новые надежды
Сегодня число жителей на нашей улице заметно поубавилось. ПМК-10 давно нет. Однако еще вчера погрустневшая от бремени лет улица Луговая, кажется, уже начинает менять свое лицо. Люди возвращают ей свое тепло: по мере возможностей преображают жилища и приусадебные участки; впервые за всю историю существования на Луговой появилось асфальтовое покрытие; в этом году победителем городского конкурса «Лучший двор» признан житель улицы Луговая О. Будылев. Все эти маленькие и большие события, а также зелень садов и присущая этому месту атмосфера покоя, размеренности и дружелюбия дарят новые надежды тем, кто сегодня нашел здесь свое пристанище, свой кров.
Галина Герасимова
(Петракова).
Воспоминаниями об улице Луговая мы поддерживаем рубрику нашей районной газеты «В любимых сердцу улочках времен переплетенье». А вы не хотите рассказать о месте, где живете или когда-то жили? Пишите в редакцию или звоните.