На юго-западе Калужской губернии в 1870 году был построен новый храм, деревянный на каменном фундаменте, в честь преподобного Иоанна Рыльского с приделом в честь святого Георгия Победоносца. Построен храм на земле подпоручика Николая Ивановича Потулова и на его средства.
Прихожанами храма стали жители Новосельских хуторов, Вороновки, Десенки, Новоселок, Земцов, Старых и Новых Ближевичей, Пупово, Усох, Устрожино, пос. Никольский.
Около храма возникло поселение. Это поселение - село Рыльское. Согласно «Списку населенных мест Калужской губернии», в селе Рыльское (Новосельский хутор) проживали 19 человек.
Село насчитывало всего три дома. В начале ХХ века в Рыльском жили семьи:
- священника Михаила Яковлевича Извекова, 1845 г.р.;
- дьякона Ивана Ивановича Лебединского, 1851 г.р.;
- Георгия Васильевича Шангина 1860 г.р. - псаломщика.
Революционные грозы 1917 года коснулись и жизни этого небольшого храма, и самих священнослужителей. По результату запроса в Государственный архив Смоленской области был получен следующий ответ:
«Село Рыльское, церковь закрыта постановлением облисполкома №б309 от (дата не указана) 1934 г., снесена в 1937 г.».
Село с его тремя домами стало поселком, а к концу ХХ века исчезло с географической карты области. О священнослужителях храма казалось бы память стерта.
Но в книге памяти о жертвах политических репрессий Калужской области «Из бездны небытия» встречаем знакомую фамилию:
«Шангин Федор Егорович - 1884 г.р. ур. с. Рыльское, Песоченского р-на, Западной обл., проживал в с. Спасское, Барятинского р-на, Смоленской обл., служитель культа, б/п, осужден по ст. 58 п. 10,11 УК РСФСР «тройкой» УНКВД Смоленской обл. 31 октября 1937 г. к ВМН. Расстрелян 14 ноября 1937 г. в 22 часа».
Вспомним о нем и о его родных.
ФЕДОР ШАНГИН родился в семье псаломщика храма в честь Иоанна Рыльского. Его отец Егор Васильевич, 1860 г.р., из духовного сословия: родился в семье священника Козельска. После окончания Калужского духовного училища Егор два года служил псаломщиком в Михайло-Архангельском храме Калуги. Женился. С 1882 года - псаломщик храма Иоанна Рыльского. И именно в Рыльском родился будущий последний священник Федор Шангин.
Начинал Федор Егорович свое служение Господу в 1901 г. с учительства в церковно-приходских школах. С 1904 г. Федор - псаломщик. С 1908 г. - дьякон. В это время он создает семью с ровесницей Параскевой Николаевной в дев. Хохловой. В семье Федора Шангина было 8 детей. Первой родилась дочь Анна, последним сын Серафим.
Федор служил Господу в основном в селах Жиздринского уезда.
В храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Космачево Федор Егорович служил с середины 20-х годов до августа 1937 года.
Из рассказа Веры Федоровны Шангиной, 1921 года рождения, дочери Федора:
«…Семья была большая; большим было и хозяйство: 2 коровы, лошадь, 6 овечек, 2 свиньи, 29 кур, 17 гусей, 32 утки». За это, да еще за то, что священник Ф.Е. Шангин в 1937 г. был раскулачен. Забрали все: кровати, шкафы, столы и стулья, фисгармонь, зеркало... Реквизировали и большую библиотеку.
ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ
Семья переехала на малую родину дьякона Ивана Ивановича Лебедянского в с. Спас-Кобыльщино (Спасское). Но и в Спасском его не оставили в покое: в ГПУ предложили письменно отречься от Бога, через газету. Он отказался. Тогда однажды ночью приехал «черный ворон» с вооруженными людьми, все перерыли в доме и Федора Егоровича арестовали. Те же люди «посоветовали» Параскеве Николаевне уехать из села. Так Параскева Николаевна с детьми стали не просто «лишенцами», но и семьей «врага народа». И от греха подальше, наскоро собрав оставшиеся вещички, бежали в Киров. На окраине города вырыли землянку… Зиму 1937-1938 г. в ней и перезимовали.
ВОЙНА. ДОЧЕРИ ФЕДОРА ШАНГИНА
Шангина Мария Федоровна, 1913 г.р.: госпиталь с осени 1941 года,
Шангина Вера Федоровна, 1921 г.р.: госпиталь с осени 1941 года.
Вера и старшая сестра Мария в начале войны были мобилизованы в Кирове на трудовой фронт рыть окопы. Только в сентябре Вера заболела тифом и ее в сопровождении Марии отправили в госпиталь Мещовска. Но в госпитале от тифа слегла и Мария. Чудом выжили. А позже, выздоровев, остались помогать медперсоналу госпиталя. И очень жалели, когда зимой Марию перевели в другой госпиталь. С февраля 1942 года Вера уже официально служила в инфекционном госпитале №849, где начальником был подполковник м/с Илья Иванович Сысоев. Вера была в госпитале и прачкой, и помощником повара. В конце войны Вера - зав. хозчастью госпиталя.
Вместе с войсками госпиталь прошел путь до Германии (Мещовск, Мосальск, Белоруссия, Германия). День Победы встречали на Балтийском море. Затем из Пилау по ж/д госпиталь отправили в Россию. На станции Николаевка его расформировали, и весь личный состав направили в Саратов на санобработку. После этого путь лежал на Дальний Восток, в Благовещенск. Война продолжалась. Домой Вера вернулась только зимой. На вокзале станции Фаянсовая Веру встречала мама.
После войны Вера Федоровна 30 лет проработала бухгалтером в торге. Ее старшая сестра Мария - в больнице. А два родных брата погибли на той войне.
Записано со слов Шангиной В.Ф. 19 апреля 2012 года.
И каждое слово рассказа Веры Федоровны можно подтвердить документами. И о братьях тоже. Возле завода «Кировский керамик» установлен памятник «Скорбящей матери», где на памятной доске упоминается Г.Ф. Шангин. Имеется информация и в интернете.
СЫНОВЬЯ ФЕДОРА ШАНГИНА
Сайт «Мемориал»: Шангин Георгий Федорович. Дата рождения - 1918. Дата и место призыва: Кировский РВК, Смоленская обл., Кировский р-н. Последнее место службы: 294 СД. Воинское звание - красноармеец. Причина выбытия: убит. Дата выбытия: 12.10.1941.
Прошло почти 80 лет, и вдруг информация: бойцами Нижегородской поисковой организации «Курган» весной 2019 года в Кировском районе Ленинградской области найдено захоронение сан-инструктора Григория Шангина. Обнаружен медальон...
Вот выдержка из статьи в «Знамя труда» от 28 июня 2019 г. «Он вернулся домой» о перезахоронении Григория Федоровича Шангина в Кирове 22 июня 2019 года: «Он был санитаром, вытаскивал раненых с поля боя. Погиб при артиллерийском или минометном обстреле. Его буквально накрыло осколками, - продолжают рассказ бойцы отряда. - И сегодня мы хотим передать родным найденные нами личные вещи красноармейца Шангина.
Из рук Федора Дроздова и Михаила Назарова бесценный подарок принимает Руслан Шангин, внучатый племянник погибшего красноармейца. В рамке под стеклом - железная кружка зеленого цвета, развернутый кусочек бумаги из медальона с биографическими данными, маленькая коробочка с домино, 1 копейка, полуистлевший, похожий на сито кусочек шинели. Парень с интересом рассматривает предметы, которые старше его в три раза.
- Я горжусь своим дедом Григорием. Он был родным братом моего родного деда Серафима - самого младшего в семье, - говорит Руслан».
Есть в интернете запись и о другом Шангине.
Шангин Василий Федорович. Дата рождения - 1925. Дата и место призыва: 1943, Кировский РВК, Смоленская обл., Кировский р-н. Последнее место службы - 3 Украинский фр. 810 СП 394 СД .Воинское звание - красноармеец. Причина выбытия - умер от ран. Дата выбытия 18.04.1944.
Похоронен в братской могиле г. Днепродзержинска Днепропетровской области (Украина).
Вера Федоровна рассказала, что мама Параскева Николаевна сердцем чувствовала момент гибели сыновей. А позже полученные похоронки лишь подтверждали то, что почувствовала душа.
ЭПИЛОГ
О своих родных Вера Федоровна поведала мне, чужому ей человеку, в апреле 2012 года. Поведала о любимых людях, о которых нельзя было никому говорить. Даже близким. В апреле 2012 года «молодые» родственники еще не знали о родовых священнических корнях. Об этом жена и дети Федора Шангина имели привычку молчать. Нет упоминания об этом и в газетной статье в честь 95-летия Веры. И о том, что она награждена орденом Отечественной войны II степени, Вера Федоровна тоже умолчала. Что это, природная скромность или вынужденная привычка молчать.
Почила в Бозе ветеран Великой Отечественной войны Вера Федоровна Шангина в 2017 году.
ВЫБОР
Егор Васильевич Шангин - отец последнего священника храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Космачево - после закрытия Рыльского храма в 1934 году переехал в Людиново. Здесь и умер в феврале 1942 года. Говорят, умер от голода.
Казалось бы, что проще: сообщить фашистам, что он отец расстрелянного священника и сам священник со стажем около 50 лет, и получать довольствие. Но ни сын Федор, ни Егор Васильевич ценой жизни не отреклись ни от Бога, ни от Родины.
Жена Егора Васильевича пережила супруга, только ненамного.
С. Амфитеатрова,
г. Киров.