Чем станет для ребенка школа - волшебным миром знаний или местом одиннадцатилетнего заточения - во многом зависит от близких ему людей. Ведь если вы сами станете переживать, многократно пересказывать друзьям и знакомым ваши опасения, ребенок будет воспринимать школу как нечто опасное даже до знакомства с ней и до начала систематического обучения.
 
Если вы начнете пугать ребенка, предупреждая его о строгости и дисциплине, царящей в школе, он, скорее всего, будет робеть даже при упоминании о ней.
Если вы, подогревая интерес ребенка, постараетесь описывать предстоящее обучение только в ярких красках, обещая интересные уроки, добрую учительницу, замечательных товарищей, ребенок вправе будет ожидать того, что школа - это вечный праздник, и тогда ежедневные занятия, требующие терпения, собранности, могут стать для него неприятной неожиданностью.
 
Как же тогда поступить?
 
Будите ребенка утром спокойно, будьте терпеливы, постарайтесь не подгонять его: рассчитать время, необходимое на сборы в школу, - ваша задача. Не отправляйте в школу без завтрака: если на первых уроках ребенок будет думать о булочке и соке, то не сможет сосредоточиться на материале. Если ваш малыш не любит «школьную» еду, обязательно положите ему в портфель то, что он предпочитает, - маленький питьевой йогурт, пирожок или яблоко. Прощаясь перед дверями школы, подбодрите ребенка, пусть он услышит несколько ласковых слов, а не предупреждения вроде "Не балуйся", "Веди себя хорошо" или "Только попробуй принеси плохие отметки".
 
Если после уроков учитель сделал какие-то замечания по поводу поведения вашего ребенка или усвоения им материала, не торопитесь сразу выяснять отношения с педагогом (особенно при ребенке) или с самим первоклассником. Если ребенок возбужден, очень хочет поделиться с вами чем-то, выслушайте его. Если огорчен, молчит, не пытайте его вопросами, пусть успокоится и все расскажет сам немного позже. Делайте выводы, выслушав обе стороны.
 
Постарайтесь встречать ребенка после уроков доброжелательно. Даже, если вас волнуют его успехи в школе, не начинайте беседу с вопроса: «Что ты сегодня получил?». Это не самое главное в жизни маленького ученика. В противном случае ваша тревога может только усилить беспокойство, свойственное ему в первые учебные дни.
 
Придя из школы, не усаживайте ребенка сразу за уроки, погуляйте вместе, пообедайте, очень полезен дневной сон. Помогая ребенку при выполнении домашних заданий, наберитесь терпения, подбодрите его: «У тебя все получится», «Давай разберемся вместе». Помогайте только в том случае, если ребенок действительно не справляется сам. Через каждые 15-20 минут работы предоставляйте ребенку возможность сменить вид деятельности, например, предложите подвижную игру. Если ребенок говорит, что плохо себя чувствует, отнеситесь к этому серьезно: быть может, темп работы слишком напряженный и не соответствует его физиологическим возможностям.
 
Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными успехами (неделю, месяц назад и др.), а не с результатами одноклассников и сверстников. Даже если домашняя работа выполнена, на ваш взгляд, недостаточно аккуратно, желательно не заставлять ребенка переписывать ее: утомление от чрезмерных ежедневных нагрузок может перерасти в переутомление и даже вызвать «внезапную» болезнь. Воспринимайте полученные ребенком в школе оценки спокойно, не драматизируйте ситуацию и не хвалите его чрезмерно, фиксируйте внимание ребенка не на отметке, а на реальных достижениях: обращайте его внимание на то, чему он научился за день, неделю, месяц и т. д.
 
Укладывая ребенка спать, вспомните вместе с ним, чего он достиг в течение дня. Постарайтесь отметить его малейшие достижения: красиво написанная буква "В", аккуратно уложенные в портфель тетрадки, быстро выполненное задание по одному из предметов, встреча с друзьями на прогулке. Пусть эта оптимистическая нота завершит долгий день вашего ребенка.
Предъявляйте в семье единые педагогические требования к ребенку, все свои разногласия и недовольства по поводу школы, программы обучения, учителя обговаривайте без него.
Удачи вам и вашему ребенку!
О. КОРЗИНКИНА,
директор СРЦН «Черемушки.