Спас-Деменск - мой родной город. Каждое лето стараюсь приехать сюда. И каждый раз он встречает меня какими-то переменами: новый фонтан или уголок города, благоустроенный парк..  Но есть место, которое  особенно затронуло и порадовало - родник. 
 
6544
 Решила побольше узнать о нем, и мне рассказали удивительные истории, в которых правда переплелась с легендами, реальный труд хорошо мне знакомых людей с божественными чудесами. 

И еще оказалось, у родника есть свой спас-деменский поэт - Александр Крисаненков.  Его стихи о событиях тех лет словно летопись истории возрожденного источника.

О роднике в нашем пригородном лесу знала давно. В густой чаще леса его без помощи кого- либо из местных жителей и найти было трудно. Раздвинув кусты и заросли крапивы,  можно было увидеть  родник. Убранный в старый деревянный сруб,  он был словно сокрыт от постороннего глаза. Деревянный крест с иконкой обозначал святое место.  Ходили сюда в основном люди верующие и те жители города, кто этот родник давно знал и любил. Бывало, после целого дня похода по лесу заглядывали сюда грибники,   его живительная влага возвращала силы телу и душе, а таинственность и сокровенность места рождали удивительное чувство,  словно ты попал в русскую старину. И  вспоминались слова из песни иеромонаха Романа про родник: «Этот забытый край Русь нам оставила…». И вот теперь узнала, что у нашего родника совершенно новая жизнь…
 
«Если дело доброе, Бог поможет...»
 
События, изменившие жизнь родника, начались в 2011 году. Прихожане храма Преображения Господня в те годы любили паломничать по святым местам. Ездили в Дивеево, а также  по нашим калужским святыням - в Оптину, Тихонову пустыни, Шамордино. Очень привлекали их чудотворные источники и купели при них, где можно было не только набрать воды, но и окунуться в целебные воды в специально оборудованных для этого купальнях.  И вот после Пасхи в 2011  году семья Александра Михайловича Крисаненкова с друзьями отправилась в очередное паломничество.  Шла светлая пасхальная седьмица, была пятница. В этот день церковь празднует память иконы Пресвятой Богородицы  «Живоносный источник». В Оптиной пустыни наших паломников благословили  окунуться в источник. Но как - то так случилось, что они проехали мимо него. Немного огорчились, но решили ехать дальше в Шамордино, где тоже есть купальня. Но тоже проехали мимо и поздно спохватились. По пути еще был Мещовск. Там находится Свято Георгиевский монастырь с его четырьмя чудотворными источниками. Там остановились, окунулись. Неожиданно пришла мысль:  почему нет такого места в нашем Спас-Деменском районе. Не все имеют возможность поехать куда-то далеко. Разговорились с монахами, поведали им эту печаль. И услышали в ответ: «Попробуйте сделать это у себя. Если дело доброе, Бог поможет вам...». С тем и отправились домой. У Александра Крисаненкова уже родились тогда стихи:
 
Есть день такой в светлой седьмице,
День водосвятный, день Царицы, 
После Великого поста
Легла идея нам в уста...
 
Таинственные монахи
 
И снова о монахах. Когда источник уже оборудовали, за водой потянулись жители района. Как-то приехал один мужчина и рассказал удивительную историю. Он был еще школьником, а это по нашим расчетам  пришлось на 60 е годы 20 века,  с одноклассниками ходили в поход. Остановились лагерем на высоком холме, который спускается к источнику. И наблюдали такую картину: в один из дней приехали монахи на велосипедах, сделали сруб над источником, поставили крест и уехали. Само появление монахов в те годы, когда не только монастыри были редкость, но даже обычные храмы действовали не в каждом городе, казалось невероятным.  Хотя лес, наверное, не зря носит название Поповского. Говорят, что таинственных монахов видели на том месте не только те школьники, про них рассказывали грибники. Так получилось, что монахи имеют отношение и к первоначальному устройству родника, и к его возрождению.
 
Начало работ
 
Когда возникла идея оборудовать источник, начались поиски родника. Обьехали много мест, но казалось , что  все не то. Про родник недалеко от Болвы знали, конечно.  Решили посмотреть и его. Когда приехали на место, то душу охватила благодать. В сердце были покой и тишина.   Почти развалившийся срубик, все сгнившее, а вода светилась и играла на солнце, как чистое золото.  И в сердце - покой и тишина.   
 
По другому природа здесь дышит,
Тишина по другому молчит, - написал потом наш местный поэт. Тогда  все сразу поняли - это оно. 
 
Стали думать, как организовать работы. Искали средства.  Во главе стройки как-то сразу  оказались три Александра - Александр Крисаненков, Александр Шкиря и Александр Сафронов. Вдохновлял всех Александр Крисаненков. Он же сразу писал и стихи. 
Сначала срубили деревья, расчистили место, выпололи крапиву. Принимал участие весь приход, помогали жители города и районная администрация. Казалось, что не хватит сил  поднять эту целину. Особенно трудно стало, когда экскаватор выкопал яму под купель. Огромный пласт синей глины. Ее нельзя было взять лопатой, такая она была твердая, но ничего - справились. Ради этого и затевали все.
 
Вот бы здесь окунуться в купели,
Помоги же нам, Божия Мать!
 
О названии
 
Упомянув в стихах Богородицу, Александр Михайлович был абсолютно уверен - это Она помогает. Еще когда нашли родник, обнаружили у креста  икону Пресвятой Богородицы. Называлась эта икона «Почаевская». Кто ее поставил? Может, те таинственные монахи? Решили, если она охраняла это место столько лет, значит и родник должен называться в честь «Почаевской иконы Божией Матери». Когда-то давно, после захвата Киева татарами в 1240 году монахи Киево-Печерской лавры бежали на Волынь. Там на горе, покрытой лесом, явилась им Богородица, а на месте, где она стояла, остался след ее стопы, и из него забил чудотворный источник. Почаевскому монастырю предстояло стать оплотом православия на волынских землях, которые попали под власть Литвы и Польши. А оттуда шло католическое влияние.  И территория нашего района входила в Литовское княжество. Мы оказались под покровом «Почаевской Богородицы». Там была гора и источник, и здесь у подножия высокого холма появился родник Божией матери. Если смотришь на гору, поросшую лесом, то сосны кажутся необычайно высокими, словно бесконечно уходящими в небо. Вроде бы не должно быть сомнений, кому посвятить  источник, но они появились. Александр Крисаненков вспоминал: однажды он долго задержался на строящемся источнике, сидел у воды и почему-то думал, как назвать источник. Может быть, в честь святого Александра Невского, раз в его возрождении принимали участие три Александра, небесным покровителем которых был благоверный князь?. И вдруг на его глазах вода стала уходить. Спохватившишь, он помолился: «Прости, Пресвятая Богородица. Здесь будет только твое имя!». И вода снова появилась. Сомнений о названии источника с тех пор не возникало.
 
Старинная монета
 
 Однако источник все-таки  чуть не потеряли. Много раз разные люди  упоминали про старинную монету, которая спасла родник. Когда начались строительные работы, появилось сомнение, что на том месте, где изначально был родник, воду набирать будет неудобно. Решили копать немного вдалеке, хотя в мещовском монастыре предупреждали: «С источником не шутите! Вода может уйти». Но раскопали в другом месте. Вода хлынула, ее было так много, что не могли  остановить. Заливали бетоном, пока он не закончился. Тут закончились и деньги. Очень испугались, что загубили родник, стали молиться и просить помощи. Утром нашли на старом месте у прежнего креста старинную монету. Никто ее не видел до сих пор. Так и решили, что это знак, и оставили источник на старом месте.
 
Освящение
 
Освящение источника было зимой 2013 года.  В заснеженном лесу собрались  все, кто принимал участие в строительстве, пришло много горожан. Молебен совершал  о. Максим Некрасов,  который был настоятелем храма Преображения Господня. На фотографии, сделанной в то день, проявилось пятно. Многие прихожане увидели в этом знак - присутствие Святого Духа.
 
Птицы
 
О чудесах, о знаках, которых было много, писал в своих стихах Александр Крисаненков,  а  еще о птицах, которые, похоже, постоянно наблюдали за строительством.
 
Здесь чудеса происходили,
Ну, разве можно описать, 
Как два орла весь день кружили,
Пытались что-то нам сказать,
И птица - крест взлетала раз, 
И вороны кружили днями,
И зрил незримый Божий глаз, 
И дух Его витал над нами.
 
Общее дело
 
Строительство источника сплотило приход, заинтересовало горожан. Помогали теперь все. Проложили дорогу к роднику. О ней и сейчас заботится Михаил Кулешов. Разбили клумбы. Администрация выделила плитку и ею выложили дорожки, она же подарила стол и скамейки под навесом. Теперь можно было собираться на источнике. Искупавшись и набрав воды, разводили огонь в маленькой печке, грели чай. Заваривали его с ароматными лесными травами на родниковой воде. Разговаривали, пели духовные песни, делились друг с другом радостями и печалями. Конечно, молились. Необыкновенные дни. 
 
Когда свершались здесь молебны, 
Луга уже вовсю цвели.
И воздух плыл, и дух целебный
Парил над лесом до зари.
Не помню день какой седьмицы:
Спускался вечер, туман плыл,
И чудный запах медуницы
Здесь все вокруг заполонил.
 
Наследие  и наследники
 
С того дня Светлой седьмицы 2011 года, когда празднуется память иконы пресвятой Богородицы «Живоносный источник», прошло десять лет.  Как вы помните, именно в этот день, возвращаясь из Оптиной пустыни, спас-деменские паломники получили благословение построить источник. Уже нет в живых многих участников тех событий, нет и трех Александров, вдохновителей строительства. Недавно покинул нас  поэт родника Александр Крисаненков. Но они оставили добрую память о себе. И эта память осязаема.
В старые времена была традиция оставлять после себя завещание, но это были не деньги или другое имущество. Это завещание называлось духовной грамотой. В ней передавали потомкам духовный опыт прожитой жизни и те ценности, которые служат общей пользе. Такой ценностью для Спас-Деменска стал родник в честь Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. Все, кто его создавали, поддерживают сейчас и будут заботиться о нем в дальнейшем. Кто будет приезжать к нему за водой, исцеляться душой и телом, могут вместе написать духовное  завещание, и сохранить это наследие святой Руси.
Вера Гусева.
Фото автора и из архива  редакции.