Русская  изба
 
У каждого нового поколения, входящего в мир, есть нравственный долг - беречь красоту, созданную предыдущими поколениями. Память о прошлом - это звено между настоящим и будущим. Из этой памяти мы черпаем опыт, который предостерегает нас от ошибок, дает силы и вселяет веру. Сегодня тысячи памятников истории и культуры составляют наше наследие.
 
Для  сохранения культурного наследия спасдеменцев в здании музея ведутся работы по воссозданию инсталляции «Изба». Рабочие уже возвели деревянные стены и приступили к монтажу печи, изготовлению и установке оконных рам. В экспозиции будет воспроизведено внутреннее убранство крестьянской избы, которое расскажет о бытовом укладе прошлого. 
21 век - век высоких технологий. За современного человека практически все делает техника, а несколько столетий назад нужно было делать все самому: от изготовления простой ложки до строительства своего дома.
Изучая историю, читая книги, смотря старые фильмы, мы видим старинные вещи, но не всегда задумываемся над тем, а для чего они были нужны, как использовались нашими предками. Благодаря инсталляции, которая будет находиться в музее, можно получить полное представление, как была устроена крестьянская изба и какие предметы быта окружали людей. Без сомнения, главные атрибуты русской избы, конечно же, печь и красный угол.
 
Русская печка
 
Печка на Руси согревала, кормила, стирала, сушила, лечила и прогнозировала погоду.
Ученые исчисляют возраст предка русской печи многими тысячелетиями. Впервые человек поместил огонь под глиняный свод еще в каменном веке. На Руси глинобитные сводчатые печи строились в 10-11-х веках, а свой привычный, традиционный облик они обрели к 18-му веку.
 
 
Печь - душа крестьянского дома. Начиная возводить избу, сначала определяли, где сложить печь, и лишь после этого делали планировку остальных помещений. Отсюда и пошли знаменитые пословицы и поговорки: «Плясать от печки» и «Догадлив крестьянин - на печи избу поставил». Русская печь до 13 века была «курной», то есть без трубы. Топили такие печи по-черному, копоть оседала на дверях и потолке. После 13 века над печами стали делать небольшие оконца для вывода дыма, а позднее научились делать дымоходы в крыше, так называемые боровы.
При Петре I курные печи запретили, так как сооружались кирпичные заводы, создавались новые правила кладки печей, производили новые отделочные материалы, основываясь на голландских расписных изразцах. Печи с такой росписью стали называть «голландками». В 18-19 веках в Европе русское печное искусство бралось за основу и считалось образцовым.
Священный очаг ставили в «нечистой» северной части дома для защиты от злых сил, чтобы те не могли пройти в дом мимо «матушки-печки». Традиционно в доме устанавливали одну печь, которая и прогревала помещение и использовалась для приготовления еды. Если хозяева ставили и вторую печь, то исключительно для дополнительного обогрева помещения. Устье печи было расположено напротив входа и обязательно должно было освещаться окном. Между стеной и печкой оставляли зазор для хранения кухонной утвари и веника. Также угол между стеной и печью считался «женским», там женщина шила и готовила. 
Русские печи традиционно строили больших размеров, вокруг них сосредотачивалась основная домашняя деятельность и протекал семейный отдых. Печка не только грела и варила - в ней было достаточно места, чтобы париться. Издревле считалось, что печной пар исцеляет от множества болезней. Не зря говорили: всякая хвороба отцепится, если прогреть свои косточки на печи. Наши предки выгребали из протопленной печи угли и золу, а затем сажали на лопатах в топку прогреваться больных детей. Печная зола на Руси была обязательным компонентом мазей и отваров. Интересный факт: печка и зола в деревнях использовались для стирки. Женщина складывала белье в чугунный горшок, наполненный водой, опускала туда мешочек с золой и ставила в печь. После кипячения с темно-серой золой белье становилось не только белоснежным, но и более прочным. 
Крестьяне на печи сушили грибы, ягоды и мелкую рыбешку, а на теплой лежанке спали и отдыхали. Традиционная русская печь позволяет приготовить практически все. В отличие от современных духовок она придает блюдам особый аромат и национальное своеобразие. Вдобавок жители умели по печи предсказывать погоду. Существовал целый свод народных примет, по которому крестьяне подмечали разные детали, а затем толковали их значение. Например, если дрова в печи горят с треском - будет мороз, а если с гудящим шумом - жди бурана. Дрова горят вяло или гаснут - в ближайшие дни наступит оттепель. Дрова в печи хорошо разгораются и горят с легким потрескиванием, а дым из трубы поднимается вверх - верный признак солнечного и безветренного дня. Печь играла важную роль практически в каждой сфере жизни. Если хозяин делился с кем-то угольками для печи, это считалось невероятной щедростью, так как печной огонь символизировал счастье, достаток и единство семьи. То есть человек буквально делился кусочком счастья с кем-то другим.
 
Красный угол
 
Название «красный угол» означает святой, красивый, божий. Он занимал почетное место в избе. Здесь на полке, украшенной рушником, стояли иконы, горела лампада, под ними стоял стол. Иконы (божницы) в красном углу отождествлялись с алтарем православного храма, а стол - с церковным престолом. В красном углу сажали самых почетных гостей.
 
 
На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Он был хорошо освещен, так как обе прилегающие стены имели окна.
Иконы помещались в «красный» угол комнаты с таким расчетом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога - не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю небесному, а уж потом - хозяину дома.
 
Предметы быта
 
Мебели в крестьянской избе было немного, да и разнообразием она не отличалась - стол, лавки, скамьи, сундуки и посудные полки. Для приготовления пищи требовалось совсем немного посуды: сито, ступа и горшки. Без ступы и в отсутствии дробильных машин в крестьянском хозяйстве было бы трудно измельчать зерна, травы или, например, кости. Сито - практически незаменимый предмет утвари для домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит, выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с одной стороны, закрытого  сеткой - с другой. Через сито просеивали (отсюда и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси. Ступа, сосуд, в котором пестиком дробили продукты, изготавливалась из твердого материала: камня, железа, твердых пород дерева. В глиняных горшках, как в термосе, пища долго не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала. Для того чтобы вынуть горшок из печи, рядом стояли ухваты.
 
 
Главным предметом мебели считался обеденный стол. Он стоял в «красном углу». Его размеры зависели от количества членов семьи. Чем больше семья, тем больше обеденный стол. Вдоль стен  в избе стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. Одежду крестьяне хранили в сундуках. По количеству сундуков определялось богатство семьи. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков было больше.
Материал подготовила
Екатерина Никишкина.

Фото автора.