Человек с неравнодушным сердцем, невероятно обаятельная, умная, готовая прийти на помощь и умеющая урегулировать любые споры, уполномоченный по правам ребенка в Калужской области Ольга Коробова рассказала о проблемах, волнующих родителей и законных представителей детей, проживающих в нашем регионе. 

- Ольга Владимировна, расскажите немного о себе и о том, как вы стали уполномоченным по правам ребенка?
 
- Я не калужанка, родилась в Московской области в семье военнослужащих. Из-за того, что отец был военнослужащим, мы часто переезжали. И вот в возрасте 10 лет я попала в Калугу. После окончания школы поступила на истфак. Вышла замуж, родила двоих детей и во время второго декрета получила второе высшее образование, юридическое. Какое-то время работала помощником адвоката. И так сложилось, что моя жизнь всегда была связана с детьми и молодежью. С 14 лет была вожатой в лагере, в 19 лет стала руководителем областной общественной организации  «Союз пионерских детских организаций». Несколько лет работала с молодежью в Тарусском районе - была председателем комитета. В течение определенного времени была еще начальником управления молодежной политики, поэтому опыт работы с детьми у меня большой, да и юридический опыт уже был. И когда предыдущий уполномоченный по правам ребенка в Калужской области ушла с этой должности, был объявлен конкурс на замещение вакансии. Мне предложили поучаствовать, выдвинув от губернатора Калужской области по рекомендациям тех руководителей, с которыми я работала долгие годы.
 
- Работа у вас непростая. Как вам удается находить общий язык с детьми?
 
- Если ты не на одной волне, если не понимаешь, чем живут твои дети, ты никогда не поймешь, что тебя ждет дальше. Я руководствуюсь принципом «Если ты не можешь что-то предотвратить, значит, нужно это возглавить и погрузиться в эту историю». Именно поэтому я зарегистрирована во всех социальных сетях, в том числе в последней новой и модной «Clubhouse», куда войти можно только по приглашению. Если взрослые не знают, что происходит у их детей, чем они живут, они никогда не поймут, как с ними общаться и суметь донести то, что нужно. Необходимо понимать, что современные дети изменились, они другие. Из-за большого потока информации большинство ребят сегодня в основном «визуалы». Им надо видеть, необходимо представлять картинку, поэтому именно работа с картинками для начала и необходима, чтобы зацепить ребенка за нужную тему. Взрослому не всегда легко справиться с информационным потоком,  включить критическое мышление и вычленить те факты, которые соответствуют действительности и которые помогут сделать правильные выводы, а нашим детям, которые сегодня буквально живут в интернете - это еще сложнее. Их нужно этому учить.
 
- Сложно ли работать с сегодняшними детьми?
 
- Чтобы было легко, нам - взрослым, необходимо понять, что наши дети не такие уж маленькие. Расскажу историю, связанную с моим ребенком и его друзьями. Подвозя 14-летних подростков домой, я спросила у них, как они провели каникулы, что делали, куда ходили, а они задали мне встречный вопрос: «Что вы думаете по поводу событий в Беларуси». Современные дети взрослеют гораздо раньше, в том числе и из-за доступного информационного поля. Они находятся в постоянном информационном потоке, что-то ищут, читают. И им важно, чтобы взрослые их услышали. И пока мы не начнем честно разговаривать с нашими детьми, учиться рассуждать с ними на любые темы и события, которые бы не происходили, мы не поймаем ту ниточку доверия, которая еще есть в наших детях. Взрослым необходимо останавливаться, откладывать свои дела, телефоны и постараться услышать своих детей, ведь наша главная задача сейчас, чтобы наших детей не унесло этой информационной волной, чтобы и в дальнейшем мы могли с ними взаимодействовать.
 
- С какими проблемами сегодня сталкиваются родители и дети?
 
- Современные дети хорошо знают о своих правах, частично - о своих обязанностях, но совершенно не осознают ответственности.  Возвращаясь к тому, что мы, взрослые, привыкли считать своих детей маленькими, опекая и оберегая их, накрываем своеобразным «колпаком защиты», но, к сожалению, он не будет над ними всю жизнь. Как только «начинает задувать ветерок», у детей начинается паника, они не знают, как поступить в той или иной ситуации. Именно поэтому от излишней опеки у наших детей сегодня низкая стрессоустойчивость, они не умеют договариваться. Я не говорю, что это абсолютно у всех детей, но такая тенденция видна. Они не могут разрешать какие-то вопросы и конфликты, не умеют выстраивать межличностные отношения, им гораздо проще это делать в соцсетях. Им сложно выяснять какие-то отношения, договориться и найти какой-то компромисс, а от этого тянутся другие проблемы. Сегодня дети все чаще ставят во главу угла собственное «я», то есть, все, что не устраивает их в конкретный момент, ущемляет как человека, они не считают нужным принимать. Это все потому, что у них нет примера перед глазами. Если раньше разводы в семье были исключительной редкостью, то сегодня это в порядке вещей. Порядка 70% детей сегодня воспитываются в неполных, разведенных семьях, поэтому у них нет образа семьи, образа отношений между мужчиной и женщиной, они не знают, как договориться и как себя вести в той или иной ситуации. Если, например, мальчик не видит, что папа придерживает перед мамой дверь, помогает донести тяжелые сумки, вряд ли он сам станет это делать. Еще одна серьезная проблема, которая сегодня возникает все чаще, тоже связана с разводами - это когда, расставаясь, родители начинают делить детей, манипулировать ими и использовать в своих целях. То есть даже взрослые не могут между собой договориться. Бывает так, приходит одна сторона, заявляет свои требования и говорит, что ребенку лучше будет со мной. Затем приходит вторая сторона, и вроде, как  у обоих доводы правильные. Бывает, что родители начинают настраивать ребенка друг против друга. Вот этого я понять не могу. Для меня всегда важно услышать, что хочет сам ребенок.
Екатерина Никишкина.
Фото автора.