О девизе Всемирного 
дня прав потребителей 2021 года
 
Международная организация потребителей объявила, что девизом Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого ежегодно 15 марта, в 2021 году является «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами». Это глобальная проблема, требующая скоординированных международных решений.
В развитие темы прошлого года «Рациональный потребитель», являющейся одной из Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, тема этого года будет способствовать повышению осведомленности и привлечению потребителей во всем мире к принятию и продвижению более экологичных решений при покупке товаров.
Предполагается, что кампания также сыграет важную роль, когда потребители, правительства и предприятия - изготовители пластиковых изделий, могут объединиться в преодолении глобального кризиса загрязнения пластиком.
Согласно отчету экологов, выпущенному в августе 2020 года, к 2040 году в мировом океане окажется в три раза больше пластика, если не принять сегодня кардинальных мер в политике стран, инновациях и изменениях в поведении потребителей. По неутешительным прогнозам к 2050 году в мировом океане будет больше пластика, чем рыбы. По данным названного отчета, 100 000 морских млекопитающих и черепах и один миллион морских птиц погибают каждый год от загрязнения морской среды пластиком, которого ежегодно в воды мирового океана попадает около восьми миллионов тонн. При этом пластмасса одноразового использования составляет 50 процентов всего пластика, производимого ежегодно, причем половина всех когда-либо производимых пластиковых изделий была выпущена за последние 15 лет, 40 процентов произведенного пластика упаковывается и выбрасывается после одного использования.
В этой связи Роспотребнадзор напоминает, что требования статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» закрепляют право потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации был безопасен не только для жизни и здоровья потребителей, но и окружающей среды.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Калужской области. 
 
В рамках реализации стратегии по противодействию незаконному 
обороту продукции, утвержденной председателем правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным, индивидуальные предприниматели и организации района начали активную регистрацию в единой системе маркировки  «Честный Знак».
 
Маркировка позволяет отследить движение товаров от производителя до конечного потребителя в течение всего срока их нахождения на рынке, а также помогает бороться со всеми видами нелегальной продукции - контрафактом, фальсификатом, контрабандой.
Участники рынка довольно быстро адаптировались к процессу маркировки. В зависимости от производимой продукции и возможностей производственных линий они могут выбрать разные виды маркировки (базовые технологии - Data Matrix, RFID-метки). Благодаря этим технологиям на каждый товар наносится уникальный цифровой код. Он сразу же загружается в общую систему. И именно по нему отслеживается вся логистическая цепь товара.
При продаже товара на онлайн - кассах, которыми сейчас оснащается вся розница, в системе сразу же появляется статус «вышел из оборота». Если товар нелегальный, система передаст в отраслевой контролирующий орган информацию о наличии контрафакта в точке продаж.
Многие предприниматели интересуются вопросом маркировки товаров, в том числе, как осуществлять торговлю маркированной продукции на ярмарках. В этом нам помогла разобраться главный специалист отдела экономического развития администрации МР «Спас-Деменский район» Любовь Янченко.
- Сегодня организации и индивидуальные предприниматели при торговле на ярмарке и рынке обязаны  использовать контрольно-кассовую технику, и если в продаже имеются подакцизные товары или товары, которые подлежат обязательной маркировке - их реализация также требует приобретения специального оборудования и сервисов, - пояснила Любовь Григорьевна. - Единая система прослеживаемости товаров от производителя до продавца «Честный знак», созданная в 2018 году уже стала обязательной для меховых изделий, табака, лекарств, обуви и текстильной продукции. С 1 октября 2020 года маркировка стала обязательной для духов и фототоваров, а с ноября - для шин и покрышек. С  января текущего года стартовал подготовительный этап маркировки молочной продукции. Маркировать продукцию обязаны производители, импортеры, дистрибьюторы, а также предприятия оптовой и розничной торговли.
 
Почему важно маркировать товар 
 
По данным Минпромторга, на российском рынке выявлено свыше шести миллионов единиц контрафактной продукции с начала 2018 года. Это серьезная проблема как для самих потребителей, которые за свои деньги получают товар сомнительного качества, так и для владельцев продукции. Это негативно сказывается на их репутации и влечет финансовые убытки.
Нанесение цифровой маркировки позволяет получить всю информацию о товаре: название предприятия-изготовителя, место, дату и время производства или продажи, срок годности, артикул, номер стандарта. Данные хранятся в государственной информационной системе. Маркировка снижает распространение всех видов нелегальной продукции: контрафакта, фальсификата, контрабанды и прочее. 
 
Советы   потребителю
 
Покупаем по ценнику

Многим знакома одна из самых частых магазинных уловок: на кассе выясняется, что в ценнике «старая» цена, товар подорожал, и в чеке будет другая сумма. Не расстраивайтесь: вы имеете полное право заплатить столько, сколько указано на ценнике. Если кассир не готов решить вопрос в вашу пользу, попросите пригласить менеджера магазина и процитируйте:- по Закону «О защите прав потребителей» (статья 10) торговая точка обязана предоставлять покупателю достоверную информацию о цене товара;- правила продажи отдельных видов товаров (пункт 19) требуют, чтобы магазин обеспечил единообразные и четко оформленные ценники. Все ошибки, включая устаревшую стоимость на ценнике, - это проблемы магазина, которые покупателя не касаются.

Сдаем брак без чека

Это полезная подстраховка на случай, если вы забыли взять чек в магазине или выбросили его, и только потом обнаружили дефект покупки. В этом случае ссылаемся на пункт пять статьи 18 Закона «О защите прав потребителей»: отсутствие у покупателя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Факт покупки можно подтвердить любыми другими доказательствами: свидетельскими показаниями, фирменной упаковкой, этикеткой и так далее.Требуем возврата денегпосле окончания гарантии
Вы можете смело предъявлять претензии, если производственные дефекты товара «всплыли» после окончания гарантии в пределах двух лет со дня покупки (пункт пять статьи 19 Закона «О защите прав потребителей»).При этом продавец вправе попросить у вас заключение независимой экспертизы, подтверждающее, что недостатки возникли до передачи товара покупателю, то есть являются скрытым производственным браком. Если экспертиза докажет это, магазин будет обязан компенсировать вам ее стоимость. Поэтому на практике нередко продавцы проводят экспертизу сразу за свой счет либо вовсе не настаивают на ней. Обратите внимание: в любом случае экспертиза должна быть независимой, ее не могут делать сотрудники самой торговой фирмы.
Бесплатно ремонтируем без гарантийного талона
Как и в случае с чеком, без этой бумажки вы вовсе не букашка: пункт 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителеи» запрещает отказывать в гарантийном обслуживании по причинам, не связанным с недостатками товара. Отсутствие гарантийного талона яркий пример такой причины. Поэтому спокойно обращаемся в гарантийную мастерскую или сервис-центр. Подтвердить, что гарантия еще не истекла, можно чеком с датой покупки, свидетельскими показаниями и так далее.

Получаем аналогичную вещь на время ремонта

Это ценное правило касается товаров длительного пользования, в первую очередь бытовой техники, гаджетов и тому подобное. Если вы сдаете такой товар в гарантийный ремонт, то можете потребовать, чтобы вам выдали аналогичную вещь во временное пользование. Ссылка - на пункт 2 статьи 20 Закона «О защите прав потребителей». Важные условия:- сервис-центр должен предоставить подменный товар в течение трех дней и доставить его за свой счет;- товар должен иметь те же основные потребительские свойства, что и сданный в ремонт. К примеру, на время ремонта айфона вам должны выдать смартфон, а не старинную «трубку» без выхода в интернет;- есть ограниченный список товаров, которые не выдаются во временное пользование на период ремонта.

Меняем или сдаем ненужную покупку

Если вы раскаиваетесь, что потратились на очередную покупку, в том числе потому, что она сейчас не по средствам, то можно отыграть назад. Благодаря статье 25 Закона «О защите прав потребителей» можно обменять неподошедший качественный товар либо сдать его и получить деньги, если у продавца в момент вашего обращения не окажется нужной модели (цвета, фасона, комплектации). Воспользоваться таким правом можно в течение 14 дней после приобретения при условии, что вещь не была в употреблении, сохранен ее товарный вид, ярлыки, этикетки и тому подобное. На практике некоторые магазины сейчас добровольно продлевают срок обмена/возврата до 30 дней, так что уточняйте у продавцов.Важно: есть перечень товаров, которые нельзя обменять или сдать, если они являются качественными, но не подошли вам по каким-либо параметрам. Перечень товаров, которые не подлежат возврату и обмену, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2463.

Требуем неустойку за просрочку доставки

Если вы заказали товар через магазин (например, мебель по образцу), автосалон или по интернету и внесли предоплату, то в случае задержки доставки вам полагается компенсация. Ссылайтесь на пункт 3 статьи 23.1 Закона «О защите прав потребителей» и требуйте 0,5% от суммы предоплаты за каждый день просрочки. Такая неустойка «капает» до тех пор, пока товар не привезут, и не ограничивается предельным размером.
Получаем скидку за просрочку исполнениязаказа
При заказе каких-либо услуг или работ - по установке пластиковых окон, изготовлению мебели, любом ремонте, зачастую мы сталкиваемся с затягиванием сроков. Это безусловный повод потребовать скидку. Точнее, закон предусматривает неустойку за каждый день просрочки выполнения работ или оказания услуг: по 3% от стоимости данного заказа (пункт 5 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей»). Максимальный размер неустойки не может превысить цену заказа. На практике нередко бывает проще договориться с исполнителями о снижении платы за работу на сумму неустойки, то есть фактически о скидке.