Николай Алексеевич Никишкин - один из старейших пограничников, ныне живущих в районе. Служил он на советско-финской границе с ноября 1977 по декабрь 1979 года. Много трудностей пришлось пережить молодому парню в суровом краю. Вместе с тем это время стало отличной школой жизни.
После трех месяцев, проведенных в учебке, Николай оказался на заставе в городе Выборге в 102-м погранотряде. И начались пограничные будни, особенно трудные для новобранцев. Часовые находились на посту по восемь-двенадцать часов. Даже в обычное время пограничник нес на себе многочисленную и нелегкую амуницию, а в зимнее время - еще и шуба до пола, ватник, валенки и другие теплые вещи. Бойцы вооружались автоматами. Кроме этого экипировка включала штык-нож, подсумок, сигнальный пистолет на случай проблем со связью и другие любопытные предметы. Например, прибор ночного видения, а еще фонарь на аккумуляторе. Были у пограничников и четвероногие помощники. Собаководы отлично их дрессировали.
Для связи со штабом использовали телефонные трубки с эбонитовой оболочкой: вдоль линии границы шла телефонная линия со специальными розетками через определенный интервал. Поверх шубы или куртки «Аляски» надевался ремень, к которому прицеплялось все это добро. Сколько все это весило, и представить сложно. Чтобы проходить в таком снаряжении десятки километров (протяженность границы составляла 34 километра), требовалась сноровка: идти нужно было ровным, размеренным шагом в одном темпе, не спешить и не сбивать дыхание. Это приходило с опытом. Пограничники использовали трактор для подготовки контрольно-следовой полосы. Вдоль нее установлен забор с колючей проволокой. В теплое время года постоянно боролись с травой - пололи, косили и истребляли всеми способами. Быт погранзаставы - отдельная тема. Следуя лозунгу «Застава - дом родной», там размещались и баня, и кухня, и всевозможные хозяйственные постройки. Николай Алексеевич отметил, что кормили в погранвойсках всегда лучше, чем в других. Второй год службы у мужчины прошел на погранзаставе в Карелии.
Сегодня Николай Алексеевич находится на заслуженном отдыхе и считает, что пройденная им в молодости жизненная школа помогала воспитывать в себе лучшие качества, которыми должен обладать любой мужчина.
Еще много интересного вспомнил пограничник, и чувствовалось, что воспоминания для него - предмет особой гордости. Ведь, как говорят, пограничников бывших не бывает. Лишь единицам дано право вступить в этот закрытый клуб, в общество тех, кто охранял государственную границу. Девизом советских и российских пограничников были и остаются слова: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим».