Мир фотографии необычный и действительно волшебный -
остановить и запечатлеть мгновение жизни в кадре - это ли не волшебство!
Фотография - слово греческое. Буквально означает «свет» и «пишу». Фотография - это светопись.
В 1826 году француз Жозеф Ньепс с помощью камеры обскура запечатлел вид из своего окна. Это была первая в мире фотография. Только фотографирование тогда заняло целых восемь часов. В это же время опыты по запечатлению изображения ведет Луи Жак Дагер. Применив обычную поваренную соль, он смог уменьшить время экспозиции до 30 минут. Все эти 30 минут фотографируемый человек должен был сидеть неподвижно и даже не моргать. Эти фотоснимки в честь изобретателя стали называться дагерротипами, а сам процесс дагеротипия. Большой вклад в развитие фотографии внесла и Англия. Уильям Генри Фокс Тальбот в 1839 году изобретает фоточувствительную бумагу. 1861 год - очередной переворот в фотографии - англичанин Джеймс Максвелл впервые осуществляет цветную съемку. Он смог зафиксировать красный, синий и зеленый цвета. Большой вклад в развитие фотографии внесла и Россия. Сергей Прокудин-Горский смог вдвое уменьшить выдержку.
1884 год - Джеймс Истмен выпускает первую фотопленку. И с этого момента начинается история легендарной фирмы «Кодак».
Значение фотографии как хранителя исторической памяти переоценить сложно. За свою долгую историю она стала наукой, искусством, увлечением, помощницей в расследовании преступлений и очень важным способом хранения информации.
Сам процесс фотографирования начинается с поиска и выбора композиции, освещения и построения сюжета снимка. Важно, и какой будет фотография: новостная, документальная, рекламная, военная, бытовая или художественная. Об этом знает все Юрий Кузьмич Максименков.
- Фотография с момента своего появления на свет уже становится историей: семейной, краевой, государственной и т.д, - говорит он. Фотография, как и человек, болеет и умирает. Поврежденные фотографии и фотопленки приходится реставрировать. Это очень трудоемкая и кропотливая работа, требующая недюжинных знаний и умений. Реставрация бывает полной или частичной, с прорисовкой утраченных фрагментов. Реставратор очистит фотографию, улучшит цветовую гамму, уберет заломы, сгибы, пятна, освежит выцветшие детали, при желании даже добавит новые.
Эта работа занимает в деятельности Юрия Кузьмича львиную долю времени. С большим теплом он отзывается о людях, благодаря которым мы можем стать свидетелями событий давно минувших дней, увидеть, каким был наш город много лет назад. Это люди, для которых фотография была не только увлечением, но и работой, и люди других профессий, занимавшиеся фотографией в свободное время. Николай Маркелович Поляков, Александр Михайлович Данилков, Евгений Павлович Соловьев в разное время работали в фотоателье комбината бытового обслуживания (КБО), в редакции газеты «Новая жизнь». Не расставались с фотоаппаратом и железнодорожник Владимир Иванович Карий, и врач Александр Петрович Назаров. Они оставили бесценное наследство - отснятые фотопленки и напечатанные снимки.
Юрий Максименков создал целый архив из работ этих фотографов. Человек увлекающийся, он хорошо знает историю фотографии, прекрасно разбирается в фотоаппаратуре. В его фотосалоне выставлены восемь фотоаппаратов разных лет. А дома и того больше. О каждом из них Юрий может рассказать целую историю: в каком году и где выпущен, каковы достоинства и недостатки устройства, пользовался ли спросом и сколько стоил.
Особым интересом фотографа пользуются фотографии родного города. Исторический уголок, которым так восхищаются жители и гости Спас-Деменска, фактически создан благодаря Юрию Кузьмичу. Именно он подобрал, оцифровал и создал макеты всех фотоэкспонатов этой выставки. Баннеры, посвященные родному городу, и фотоэкспозиция на Гнездиловской высоте - тоже его работа. А сейчас готовит фотоматериалы для историко-краеведческого музея, создаваемого в нашем городе. Фотоархив фотографа огромен. Люди стали интересоваться своими корнями, приносят на реставрацию фотографии своих предков. У Юрия Кузьмича есть снимки конца девятнадцатого века. Бережно хранит он фото своего прадеда Ермолая Петровича Андрюхина, который был машинистом Спас-Деменской водокачки.
- Чтобы не утратить ценные в историческом плане фотографии, их надо правильно хранить, - говорит Юрий Кузьмич, - Обязательно в альбоме, без использования клея и других химикатов, без доступа света и влаги. Больше всего фотоснимки боятся сырости.
На экране компьютера он открывает папку с фотографиями из архива Льва Михайловича Тренина, который взял на учет каждое воинское захоронение в районе. А вот фотоматериал к книге Тихона Флегонтьевича Силаева, которая так и не была издана. Жаль, не сохранились подписи к этим фотографиям.
И еще одна папка. В ней фото Героя Советского Союза в окружении спасдеменцев у памятника на офицерском кладбище, затем в школе №2 у стенда с портретами героев, на пионерской линейке. Вот ему повязывают пионерский галстук - принимают в Почетные пионеры дружины. Кто этот герой? Что за ребята стоят с ним рядом? Наверное, он один из освободителей нашего района. Может, кто-то из наших читателей его узнал? Позвоните нам. Поделитесь своими воспоминаниями.
Вот так за каждой фотографией кроются чья-то жизнь, какое-то событие, память о прошлом… Берегите эту запечатленную на фотобумаге память - историю, передавайте ее будущим поколениям. Ведь событие, которое мы сфотографировали, уже никогда не повторится.
Лариса Никитина.
Фото из архива Ю. Максименкова.