В апреле спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко высказалась по поводу дистанционного обучения: «Будущее именно за такой системой. А она требует более точного правового, законодательного оформления уже в ближайшее время». Пандемия, по ее словам, дала импульс к реформированию системы школьного и вузовского образования, которые будут все больше переходить на новые форматы обучения, в том числе - цифровые.


Но большинство участников образовательной системы не согласны с ее словами. Я опросила своих родственников, друзей, которые учатся в школе, учителей, они дали разные комментарии по поводу дистанционного обучения. Судите сами.

Владимир, ученик 4 класса: «Мне не понравилось учиться дистанционно, и я категорически не согласен учиться так на постоянной основе.
Во-первых, в школе мои друзья, с которыми мы играем на переменах, общаемся. Во-вторых, мне не понравилось другое: если я не понял тему (и мама с папой, кстати, тоже), учитель мне ее не объяснит. В-третьих, это очень скучно. Ты сидишь один, выполняешь много сложных заданий. К концу дистанционного обучения я понял, что безумно хочу ходить в школу».

Трофим, ученик 11 класса: «Полнейшая ерунда. Невозможно учиться дистанционно на постоянной основе. Это приведет к деградации общества и воспитанию идиотов. Может быть, математику и логические науки возможно изучать в таком формате, но гуманитарные предметы, развивающие внутренние качества и ценности человека - нет. Человек - социальное существо и имеет огромную потребность в окружении и общении. Он так воспитывается: знает, что хорошо и что плохо, учится общаться с людьми, решать проблемы и разрешать конфликты. А сидя дома за компьютером, кроме потери зрения, интереса к учебе и умения списывать все с интернета (потому что учителей нет и никто за тобой не следит) дети ничему не научатся».

Татьяна Григорьевна, родитель: «Я думаю, дистанционная система обучения не совсем себя оправдала, она не для каждого ребенка. Я считаю, что дети не все готовы для такого обучения. А родители тем более. Мне как родителю ребенка, который учится в 5 классе, было очень тяжело. Приходилось самой новые темы сыну объяснять, самой что-то повторять и заново проходить. Система не во всем себя оправдала и легла на плечи родителей, что по крайней мере касается младших и средних классов».

Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы старших классов: «Если у кого-то есть цель уничтожить нас как нацию, дистанционные формы обучения - прекрасный инструмент для достижения этой цели. Неужели кто-то всерьез думает, что можно качественно научить на расстоянии! Я уже не говорю о том, что в процессе обучения, взаимодействия ребенок развивается как личность, и он абсолютно лишен этой возможности, сидя перед компьютером у себя дома. Я как учитель такой формат воспринимала как вынужденную меру, но никак не постоянную. Безусловно, он-лайн формы надо использовать в учебном процессе: мы не можем не считаться с развитием техники, но наших детей скоро надо будет ограждать от влияния гаджетов, так как это серьезно подрывает их здоровье и психику».

Галина Владимировна, преподаватель начальной школы: «Учителю необходимо видеть своих учеников на уроке: кто скучает, кто с вниманием слушает, у кого есть вопросы или недопонимания по теме, кого нужно проконсультировать, когда нужно слегка отвлечь детей примером личного опыта или просто интересной историей. В конце концов элементарное общение с ребятами после уроков и обсуждение организационных моментов много значат. Как без этого можно представить работу учителя? Увы, никак».
Читая все эти комментарии, можно подумать, что у дистанционного обучения сплошные минусы. В общем-то, не без того: куча новых тем, которые не все ученики понимают, а объяснить некому, потому что у учителей появилось множество других забот, много домашних заданий, которые, если ребенок не понял тему, выполнить невозможно. Проблемы с перегрузкой сайтов, потому что слишком много пользователей включаются одновременно, отсутствие мотивации и желания учиться, нехватка живого общения, чрезмерная нагрузка на зрение и отсутствие какой-либо физической деятельности. Не у всех есть возможности иметь дома мощный компьютер и интернет. Как быть с уроками музыки, физкультуры, информатики и другими предметами, требующими практики? Как быть с опытами на уроках физики и химии, которые ученики с удовольствием проводят?
Но, как известно, у медали две стороны, поэтому положительные моменты в таком формате обучения тоже есть.

Комментирует Кирилл, ученик 11 класса: «Несмотря на то, что дистанционное обучение мне не понравилось и вводить на постоянной основе я бы его категорически не рекомендовал, плюсы у него есть. Мне, человеку, сдающему экзамены в этом году, дистанционное обучение помогло сконцентрироваться на предметах, которые сдаю на ЕГЭ. Более того, я научился планировать свое время и концентрироваться на вещах, которые действительно для меня важны, расставлять приоритеты.
Дистанционное обучение требует ответственного, осознанного подхода и самодисциплины».

Маша, ученица 10 класса: «Да, я тоже скучала по друзьям, учителям, настоящим урокам. Но могу сказать, что школа сделала все, чтобы дистанционное обучение было разнообразным и насыщенным. Учителя использовали новые форматы не только во время работы на уроке, но и для итоговой оценки. Еще у нас были очень классные уроки физкультуры. Мы самостоятельно выбирали направление, у меня это была зумба (сочетание танца и аэробики). Очень зажигательно, советую попробовать! Ну и во время дистанционки я посетила много лекций и даже побывала на экскурсиях в Токио и Лиссабоне. Смогла бы я продолжать так учиться? Думаю, да, потому что были созданы все условия для развития и получения новых знаний. Захотела бы? Вот это уже другой вопрос».
И со словами ребят невозможно не согласиться. Одиннадцатиклассникам и девятиклассникам, сдающим экзамены, дистанционное обучение помогло в детальном углублении изучения именно тех предметов, которые они выбрали сдавать (даже несмотря на то, что учащихся девятых классов миновали экзамены в этом году). Каждый сам отвечает за себя на экзамене и с разной степенью ответственности подходит к подготовке. Кроме того, дистанционное обучение открывает много интересных и разнообразных возможностей: можно найти любую лекцию, видеоурок, можно «сходить» на экскурсию, посетить театр и даже другую страну, не выходя из дома. Каждый предоставлен сам себе и и изучает то, что действительно по душе. Именно за это и стоит «поблагодарить» дистанционное обучение.
Таким образом, ответ на вопрос «есть ли будущее у дистанционной формы обучения» не однозначный: будущего у чисто такого формата обучения нет. Другое дело, если вводить его в дополнение к традиционному, но тогда речь пойдет уже о дополнительной нагрузке на учеников, а у многих и так не хватает ни сил, ни времени.
И все-таки дистанционная форма обучения - это вопрос современности и сегодняшнего дня. А вы как думаете?
А. Бузанова,
ученица 11 класса.