Сегодня, в канун великой даты 75-летия Победы над фашистской Германией, мы склоняем головы перед бессмертным подвигом воинов Великой Отечественной войны. Но нельзя забывать героизм и отвагу советских медиков, чей вклад часто остается за кадром боевых действий.
Благодаря им тысячи солдат остались живыми, вернулись в строй и одержали победу над немецкими захватчиками. Борьба за жизни людей велась на фронтах, в тылу, в стенах учебных заведений и лабораторий. В первые же дни Великой Отечественной войны в действующую армию ушли врачи, фельдшеры, медицинские сестры.
У заведующего терапевтическим отделением Спас-Деменской больницы Тихона Александровича Красноцветова в послужной карточке записано: «Дата поступления на службу 22.06.1941 года».
Еще там отмечено, что он майор медицинской службы, вольнонаемный. Это значит, пошел на фронт добровольцем.
Родился Тихон Александрович 23 октября 1891 года в семье священника. Пытливый ум и прекрасная память привели его на медицинский факультет Варшавского университета. Польша тогда входила в состав России. Будущий врач жил на квартире у многодетной полячки вместе с пареньком из города Демидова Смоленской губернии, носящим фамилию Демидов, который впоследствии стал известным врачом. Тихон Александрович, живя в Варшаве, в совершенстве овладел польским языком. Кроме того он говорил по-немецки, по-итальянски и хорошо знал латынь.
Полученные знания молодой врач широко использовал на практике. Уже в то время он мог определять заболевание по радужной оболочке глаза. С его диагнозами соглашались врачи Калуги и Москвы. Семья Красноцветовых жила в Спас-Деменске, в доме возле Спасо-Преображенского храма. Семейная жизнь Тихона сложилась удачно. Его женой стала Софья Николаевна Соколова, дочь священника, умершего очень рано. Без отца остались четверо детей. Но епархия не бросила сирот: все они получили прекрасное образование. Соня закончила Калужское женское епархиальное училище. Ее учителем был сам К.Э. Циолковский, преподававший математику и физику. Затем девушка окончила Смоленский пединститут. В Спас-Деменске Софья Николаевна долгие годы работала в вечерней школе учителем русского языка и литературы. Потом стала ее директором.
У супругов Красноцветовых родились два сына. Старший Александр в 1941 году окончил Смоленский пединститут и сразу же ушел на фронт. Молодой офицер был заместителем политрука и погиб под Ленинградом в первые месяцы войны. Семья получила извещение, что он пропал без вести. Все это время внучка другого брата Вера Николаевна Пешеходько (Красноцветова) не знала, где похоронен родной брат ее отца. Подготовка данного материала всколыхнула воспоминания родных и заставила начать поиски по сайтам Министерства обороны. И вот на сайте «Память народа» обнаружились сведения о родном человеке. Александр Тихонович Красноцветов погиб 08.02.1942 года и похоронен в деревне Эстино Ленинградской области, Лычковского района, Замошьевского сельского совета. Теперь члены семьи смогут посетить могилу погибшего героя, чтобы поклониться его светлой памяти.
Младший Николай был радистом, вернулся с войны живым. Он еще долгое время работал учителем рисования и черчения в Спас-Деменской средней школе №1.
Тихон Александрович стал начальником отделения эвакуационного госпиталя №1890.
Уже на следующий день после сообщения о нападении Германии на СССР во Владимире начинается развертывание военных госпиталей. По мобилизационным планам к приему раненых готовили четыре госпиталя. Приказ о развертывании эвакогоспиталя №1890 был издан 23 июня, госпиталь был рассчитан на 200 коек. До 15 июля был проведен ремонт здания. За городом организовали подсобное хозяйство, оборудовали вещевой и аптечный склады. Создали санпропускник на 50 человек с поточной системой приема раненых, оборудовали суховоздушную камеру на 50 комплектов обмундирования, в нижней части здания открыли пищеблок с раздаточной, моечной и разделочной комнатами. Оборудовали кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, зубоврачебный, лабораторию, общежитие медсестер и хозкоманды на 50 человек. В бывшем школьном зале был оформлен клуб, являвшийся при необходимости резервом для размещения раненых. Над госпиталем взял шефство Владимирский химзавод, к концу июля «мощность» была доведена до 500 коек, и 23 июля 1941 года госпиталь приступил к приему раненых. Почти все его работники находились на военном положении и, ухаживая за ранеными бойцами, жили прямо в госпитале.
В октябре 1941 - январе 1942 года из западных районов, и в первую очередь из Рязанской области, были перебазированы и развернуты во Владимире девять эвакогоспиталей, и к концу 1941 года их число в городе достигло двенадцати. В этот период резко возрос поток раненых, особенно во время контрнаступления под Москвой. За полгода, с начала войны до конца 1941 года, только во Владимире было разгружено 112 вагонов скорой помощи с 53 тысячами раненых отправлено в тыл 96 поездов с 37 тысячами раненых. В 1942 году был принят 281 поезд и 86 тысяч раненых, отправлено 138 санитарных поездов с 61 тысячей раненых. Люди работали день и ночь. Спали мало. Ночью принимали раненых, обрабатывали их, а днем эвакуировали в глубь страны.
Самоотверженная работа по развертыванию госпиталей и приему первых эшелонов раненых смогла в какой-то мере смягчить катастрофу начального этапа войны. Достаточно вспомнить, что за период с начала войны по конец 1942 года было убито 2,5 миллиона и ранено 5 миллионов человек.
Эвакогоспиталь №1890, следуя за вторым Белорусским фронтом, побывал в Белоруссии, Польше, Восточной Пруссии. Победу работники госпиталя встретили в Дойчэлаве. За доблестный труд по возвращению в строй раненых бойцов Советской Армии майор медицинской службы Т.А. Красноцветов в 1945 году был награжден орденом Красной Звезды. В рапорте командира о представлении к ордену говорится: «Майор медицинской службы Т.А. Красноцветов работает ординатором. Несмотря на преклонный возраст, отдавал все силы и энергию для лечения раненых и больных. Проделал большую работу по лечению инфекционных больных».
А дома пришлось фактически заново восстанавливать здравоохранение в родном районе. Это были трудные послевоенные годы, на долю медицинских работников выпало тяжелое бремя разрухи, голода, инфекционных болезней. Появились тиф и малярия. Не было бань, дезкамер. Все силы мобилизовали на борьбу с грозными заболеваниями. Были разрушены практически все ФАПы, а они были крайне необходимы для борьбы с инфекцией. Победить малярию и тиф помогали общественные санитарные дружины. В 1945 году построили Павлиновскую участковую больницу, восстановили Любунскую. В приспособленном помещении открыли Гайдуковскую участковую больницу. В центральной районной больнице были организованы приемы пациентов с зубными болезнями. Не было электричества, операции вечером и ночью делали с керосиновыми лампами, отопление было печное, водопровод - колодец, из транспорта - одна лошадь. Не хватало перевязочного материала, поэтому приходилось в прачечной стирать бинты. Здоровье населения было ослаблено из-за недостаточного питания, поэтому врачи часто оказывали помощь на дому, а так как транспорта не было, при любой погоде необходимо было идти к больному пешком.
Елена Николаевна Серегина вспоминает: «Мне было лет 9 -10. Я несколько раз болела воспалением легких. Помню, как мама водила меня к Красноцветовым домой, где Тихон Александрович осматривал и делал назначения. Жили они очень скромно. В памяти осталась жарко натопленная белая изразцовая печь в их доме. Помню также, что люди считали его очень хорошим врачом».
Не было такого случая, чтобы Тихон Александрович отказался оказать помощь больному в любое время дня и ночи. Все работники к больным относились внимательно, душевно да еще проводили большую работу в сельской местности.
Однажды в феврале 1955 года Тихон Александрович поехал по вызову к больному в одну из деревень района. На обратном пути при переправе через реку лед треснул, и сани провалились под воду. Было не глубоко, но люди сильно промокли в мороз. Тихон Александрович тяжело заболел. Жизнь врача, спасшего от смерти многих людей, прервалась.
Он был из той когорты медиков, чей подвиг вызывает восхищение. Благодаря труду врачей было спасено более 17 миллионов бойцов, по другим данным - 22 миллиона (около 70% раненых были спасены и вернулись к полноценной жизни). Врачи рисковали жизнью наравне с боевыми товарищами, из 700 тысяч военных медиков погибло более 12,5%. Будем помнить о подвиге героев-медиков. Они смогли сделать невозможное. Спасибо этим отважным людям!
Лариса Никитина.
Фото из архива.