С 1 июля 2020 года в России запрещается оборот немаркированной обуви. 
О том, какие действия нужно предпринимать, чтобы не нарушать закон, рассказала главный специалист отдела экономического развития и архитектуры администрации МР «Спас-Деменский район» Любовь  Янченко.

5e19d120a0660612f231f927

 
 
- Любовь Григорьевна, какова последовательность внедрения системы маркировки обуви?
- В 2019 году постановлением правительства  были утверждены и вступили в силу правила маркировки нескольких товарных групп, в том числе и обувных товаров. Они обязывают маркировать обувные товары средствами идентификации, а участников оборота отчитываться в систему мониторинга обо всех операциях с маркированной обувью.  По итогам согласительного совещания, состоявшегося 17 февраля 2020 года с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации  разработана новая редакция проекта постановления Правительства РФ  о внесении изменений в постановление №860.
Согласно новой редакции ввод в оборот, сам оборот и вывод из него обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускаются до 1 июля 2020 года, а непроданные до этого времени остатки обуви должны быть промаркированы в срок до первого сентября 2020 года. Импортную обувь, которую купят до 1 июля 2020 года, но привезут в Россию уже после, участники оборота смогут промаркировать до 1 августа 2020 года.
 
- Какая обувь не маркируется?
- Это обувь, которая продается в магазинах duty free; 
-обувь, которую розничному продавцу вернули покупатели (при хранении и транспортировке такой обуви); 
-обувь, которая хранится у производителя; 
-обувь, которая произведена в целях вывоза в государства ЕАЭС (пока не введут обязательную маркировку на территории всего союза или хотя бы в двух государствах - членах ЕАЭС).
 
- Какая обувь подлежит маркировке?
- Обувь из резины или пластмассы; водостойкая обувь с подошвой и резиновым верхом, в том числе спортивная; кожаная, включая изделия с подноском из металла; из текстиля; спортивная - для тенниса, баскетбола, тренировок и так далее; ортопедическая; деревянная; продукция из кожзама и других материалов. Сюда входит детская, женская и мужская обувь, а также специального назначения, которая используется в качестве защитной на предприятиях. Обувная продукция получает идентификационные номера по ОКПД2, дополненные списком кодов по ТН ВЭД. 
 
Коды  обуви,  подлежащей маркировке  «Честным ЗНАКом»
 
Код по ОКПД2
 
- 15.20.11 - водонепроницаемая обувь на подошве и с верхом из резины или пластмассы, кроме обуви с защитным металлическим подноском;
- 15.20.12 - обувь на подошве и с верхом из резины или пластмассы, кроме водонепроницаемой или спортивной обуви;
- 15.20.13 - обувь с верхом из кожи, кроме спортивной обуви, обуви с защитным металлическим подноском и различной специальной обуви;
- 15.20.14 - обувь с верхом из текстильных материалов, кроме спортивной обуви;
- 15.20.21 - обувь для тенниса, баскетбола, гимнастики, тренировочная обувь и аналогичные изделия;
- 15.20.29 - прочая спортивная обувь, кроме лыжных ботинок и ботинок с коньками;
- 15.20.31 - обувь с защитным металлическим подноском;
- 15.20.32 - деревянная обувь, различная специальная обувь и прочая обувь, не включенная в другие группы;
- 32.30.12 - лыжная обувь.
 
Код по ТН ВЭД
- 6401 - водонепроницаемая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы, верх которой не крепится к подошве и не соединяется с ней ни ниточным, ни шпилечным, ни гвоздевым, ни винтовым, ни заклепочным, ни каким-либо другим аналогичным способом;
- 6402 - прочая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы;
- 6403 - обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из натуральной кожи;
- 6404 - обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из текстильных материалов;
- 6405 - прочая обувь.
 
Справка.
В России уже несколько лет внедряется система маркировка товаров. Для этого на упаковку или само изделие наносится специальный код DataMatrix, который содержит данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. Каждой единице товара присваивается уникальный цифровой код, защищенный криптографией. Считается, что он позволит гарантировать подлинность и полностью отслеживать товары от производства до продажи покупателю.
Екатерина Никишкина.