WhatsApp Image 2024 05 06 at 19.33.32
Празднование юбилея 
БАМа для вчерашних комсомольцев - это воспоминания о молодых годах, полных романтики. Эта уникальная железная дорога, проходящая через  Восточную Сибирь и Дальний Восток, имеет длину 4300 км и является одной из крупнейших в мире. После начала СВО она получила второе дыхание. И если в 90-е годы ее называли «дорогой в никуда», то теперь магистраль переживает второе рождение.
История БАМа ведет свое начало с 19 века, когда задумались о необходимости связать отдаленные края Российской империи с ее центральной частью. 8 июля 1974 года было принято постановление правительства, давшее старт прокладке магистрали. 
«Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче БАМ» - эту песню знала вся молодежь семидесятых годов. Сначала она ехала на стройку по комсомольским путевкам, потом потянулись специалисты всех уровней, как тогда говорили, за длинным рублем. Условия были очень заманчивые. Вновь прибывшие получали от государства подъемные - два оклада и компенсацию за проезд к месту работы для всех членов семьи.
 5d1cb65d18356130358b45a1
Слышишь, время гудит - БАМ!
 
За романтикой и за запахом тайги поехала и  жительница нашего города Елена Ложкина. Мы встретились, чтобы из первых уст узнать о великой стройке.
- Первопроходцы считали себя элитой. Они высаживались на станциях среди нетронутой природы и осваивали новые территории. За свой труд получали признание, награды и хорошее материальное поощрение, - поделилась Елена Ероновна. - Мы с мужем и двумя детьми приехали на строительство Бурятского участка БАМа в 1979 году в поселок Нижнеангарск. Ехали, потому что знали, там гарантируют работу и предоставляют жилье. Зарплата была хорошая, а отпуска длинные. Муж работал водителем на самосвале «Магирус», получал более 500 рублей в месяц. Женских вакансий не было, и мне с трудом удалось устроиться монтером пути в отделение временной эксплуатации БАМа. Я получала до 500 рублей в месяц. При первой возможности перевелась на другую работу - оператором Нижнеангарской АЗС с зарплатой от 300 до 400 рублей. Средняя зарплата по стране в то время была 150-200 рублей. Если не брали отпуск два с половиной года, то потом отдыхали полгода и получали чек или, как теперь говорят, сертификат на новый автомобиль.
 Цифры и факты

В разные годы на всем протяжении БАМа построено восемь тоннелей, 142 моста, более двухсот железнодорожных станций и разъездов, свыше шестидесяти городов и поселков. Строительство самого длинного в России Северомуйского тоннеля длиной 15 343 метра началось в мае 1977 года, но пробить его до конца удалось только в марте 2001 года.

Эти чеки, по словам героини, и были главной причиной приезда на БАМ молодежи со всей страны. Ехали даже те, кто не имел специальности. Рядом жили и работали люди со всего Советского Союза, они представляли практически все национальности. Это была не просто комсомольская стройка, а интернациональный проект.
- Мы жили очень дружно, тогда не знали, что такое межнациональная вражда и конфликты, - вспоминает Елена. - Все были одинаково обеспечены, потому и зависть не присутствовала. Люди встречались, влюблялись, создавали семьи. Молодость брала свое. Некоторые вступали в брак с местными эвенками. Одним словом, «все смешалось в доме Облонских».
Первый год мы жили в вагончике в спартанских условиях. Трагедии из этого не делали, знали, что это временно и нужно потерпеть. Когда подошла очередь на получение благоустроенной квартиры в щитовом доме, муж от нее отказался. Пояснил, что не желает слушать, как сосед чистит зубы. Шумоизоляция действительно была нулевая.
 50-летие БАМа отмечается в 2024 году, однако в общей сложности строили ее около 90 лет и продолжают строить до сих пор, настолько сложна местность. Условия крайне неблагоприятны: большая часть магистрали пролегает в зоне вечной мерзлоты. 
Посоветовавшись, супруги решили купить жилье в Нижнеангарске. На него появился большой спрос. С трудом нашли домишко, заплатив за него 1200 рублей. До строительства магистрали такой дом стоил 200 рублей на девяти сотках земли. Потом за два года Ложкины построили себе новый дом с мансардой. По воспоминаниям Елены, жили-не тужили. Снабжение на стройке было отличное. Импортные промышленные и продуктовые товары - в изобилии. Муж стал заядлым рыболовом, потому байкальский омуль присутствовал на столе в разных видах. Оленина, грибы, ягоды, овощи со своего огорода - это как дополнение.
- Наши сыновья росли в достатке. Выходные мы проводили на природе, рыбалка на Байкале зимой и летом. В тайге собирали ягоды, грибы, орехи, - поделилась бывшая строительница магистрали. - В отпуск обязательно уезжали на Большую землю. Путевка в санаторий «Мать и дитя» стоила 160 рублей, ее оплачивал профсоюз. Бесплатные путевки за счет профсоюза были нормой. На выходные летали из Нижнеангарска до Иркутска на самолете. Цена билета - 15 рублей. На БАМе не продавали спиртные напитки, и это стало нормой для всех. А какие артисты приезжали к нам - Дин Рид, Александр Маршал, разные вокально-инструментальные ансамбли! В целях борьбы с лишним весом, я занималась бодибилдингом. В спортивные секции приглашали бесплатно. Конечно, работать приходилось не легко, но у нас присутствовал подъем, причастность к чему-то великому, значимому, потому никто не жаловался на трудности. Все было замечательно до лихих 90-х годов.
 
От расцвета  до упадка
 
В 1989 году всенародная комсомольская стройка завершилась, магистраль сдали в эксплуатацию. На БАМе стало происходить то, что и по всей стране: закрывали предприятия, не выплачивали или задерживали зарплату, снабжение сошло на нет. 90-е годы характеризуются окончательным исчезновением социалистического лагеря, распадом СССР, глубоким экономическим и политическим кризисом. Все эти годы отдельные наши экономисты твердили о том, что такой проект, как БАМ, абсолютно бесполезен. Можно сказать, что БАМ стал последним большим подарком СССР современной России.
Ничего позитивного не было и в жизни нашей героини, как будто вместе с завершением строительства, закончился счастливый этап в ее жизни. В 1999 году умер муж, Елена Ероновна приняла решение переехать в Улан-Удэ, на свою родину. Старший сын к тому времени создал свою семью, младший вернулся из армии. Новая реальность изменила жизнь. Об этом тоже можно много написать, но у нас другая тема. А в последние два года Елена вообще все поменяла кардинально.
 
Домик окнами в сад
 
Она приехала в село Лазинки в гости к сестре и так влюбилась в Спас-Деменск, что решилась на переезд. Купила в Супеске домик, провела газ, сделала ремонт.
- Конечно, далековато от центра, но как только я увидела сад с яблоками, грушами, сливами, сразу сделала выбор, - призналась собеседница. - В Спас-Деменске мне подходит климат, легко дышится, нет аллергии на холод. С прошлого года со мной живет внучка, которая учится в десятом классе.
Елена Ероновна, несмотря на проблемы со здоровьем, ведет активный образ жизни: поет в ансамбле «Ветеран», участвует в различных мероприятиях, организовала группу здоровья, занимается в спортивной школе. По всему чувствуется, что она прошла «боевой путь», который ее не сломил, а сделал сильнее, выносливее, тверже духом. Случайностей не существует. Все на этом свете - либо наказание, либо испытание, либо награда.
 
Марина ДАНИЛЬЧЕНКОВА.
Фото Екатерины Ложкиной и из открытых источников.