i 1

Газета №63 от 16 августа 2000 года.

В начале семидесятых годов, когда телевизионный и видеобум еще не заполнили наш быт, еженедельно с удовольствием слушала радиопередачу «Встреча с песней», которую вел Виктор Татарский. Шла она обычно вечером, когда, освободившись от дневных забот, все, о чем говорил диктор своим проникновенным голосом, уже воспринималось в ином свете. 
Однажды на передачу пришло письмо от доярок Гнездиловской молочнотоварной фермы совхоза «Максимовский» нашего района. Прежде чем попросить передать любимую песню по радио, женщины сделали в нем небольшое предисловие. Однажды, писали они, шли поздно с вечерней дойки, возьми и затяни одна из них песню. Ее подхватили остальные. Так и шли с песнями домой. А тот, кто услышал в деревне, сказал, мол, напились и запели. Нет, утверждали доярки, просто любим хорошую песню, с ней и жить-то легче.
У россиян тяга к песне идет издревле. В горе и в радости в ней находили и находят отдушину. Помню, как бывало летом по вечерам соседи просили отца взять гармошку в руки. Собирались на пятачок возле дома любители попеть и поплясать даже с соседних улиц и допоздна отплясывали с частушками, а ведь было это в пятидесятые не очень-то и сытые годы. А уж о престольных праздниках, которые отмечали на Успение в Любуни, на родине отца, и говорить не приходится, ни в какое сравнение с нынешней песней не идет застольная песня тогдашних лет или задорная частушка.
 
Но это отступление. Поводом для таких воспоминаний послужило воскресенье 6 августа. Телефонный звонок, раздавшийся в этот день, внес коррективы в выходной день - меня пригласили на улицу Освободителей на празднование Дня железнодорожника. И я пошла. Сначала, не разобравшись, подумала, что все Черемушки, строившиеся для тружеников стальных магистралей, будут отмечать праздник. А оказалось, что только жители дома №5. Дома, который содержится в образцовом порядке, хотя ему почти сорок лет.
Во дворе под сенью ухоженных деревьев уже был накрыт праздничный стол. Цветы, неприхотливые яства, приготовленные руками домохозяек (кто на что способен), в основном пенсионерок, то и дело появлялись на столе. Тут же разнокалиберные бутылки и бутылочки со спиртным - все, как и положено. Чуть поодаль еще один стол, маленький, для детей.
На одном из сараев заметила большой стенд с фотографиями «Как молоды мы были! Как искренне любили…» - он о тех, кто начинал жить в пятом доме и трудился на железнодорожном транспорте. Черно-белые фотографии как немое кино отображают жизнь железнодорожников, они бережно хранятся в каждой квартире в семейных альбомах. Молодые лица, снятые в разных ракурсах. Под ними подписи. Одна особенно понравилась, там, где женщины поют под аккомпанемент гармони:
Ой, как Ваня заиграет,
Так я сразу запою,
Он играет, разрывает
Грудь унылую мою.
На другом стенде «Родительский дом - начало начал» - семейные фотографии.
 
И вот почти все в сборе, опоздавшие, бывшие жильцы этого дома, подъехали позже.
Во главе стола Е.Н. Серегина. Она и ежегодно приезжающие на летний отдых к родителям сестры Калинины - организаторы и затейники сегодняшнего праздника. Как потом объяснили жильцы, торжества в их доме проводятся только по их инициативе - такого уж склада характера эти женщины. А Елена Николаевна так и сказала:
- Много у нас праздников, но самый главный для нас - День железнодорожника, потому что в нашем доме живут семьи работников стальных магистралей и те, кто причастен к этой профессии. И жили…
Да, жили. Но время неумолимо и на вечный покой уносит старые кадры железнодорожников. Не было за этим столом Василия Федоровича Блинова, восемнадцать лет проработавшего вагонным мастером, машиниста Николая Тимофеевича Буренкова, машиниста, а впоследствии заместителя начальника депо Николая Егоровича Жукова, Алексея Георгиевича Кумова, более сорока лет проработавшего на железнодорожной электростанции, машиниста с тридцатилетним стажем Олега Джеруловича Мамина, бывшего секретаря партбюро Анатолия Павловича Мартынова, строителя НГЧ Ивана Никифоровича Прокопенкова, дежурного по депо Николая Андреевича Тюлякова, старшего машиниста железнодорожного водоснабжения Анатолия Игнатьевича Федукова, Юрия Игнатьевича Артамонова. Лучшие годы своей жизни они отдали железнодорожному транспорту. Минутой молчания почтив их память, собравшиеся мысленно вспомнили их с благодарностью.
Но, подчеркнула Е.Н. Серегина, есть еще порох в пороховницах у тех, кто здравствует. Несмотря на возраст, посильно трудятся по дому, на приусадебных участках супруги Аскретковы (бывшие помощник машиниста Иван Федорович и вызывальщица Анна Тимофеевна), Афанасий Никифорович Калинин, почти сорок лет проработавший кондуктором, как и Алексей Иванович Козлов, билетный кассир Елена Михайловна Кумова, бухгалтер материального стола Анна Васильевна Мамина, завмаг, а потом бухгалтер Мария Мироновна Тюлякова, машинист Алексей Павлович Фотиев, буфетчица Надежда Прокофьевна Федукова. В.И. Кузьменко сорок лет отдала работе в школе №11, бывшей железнодорожной. А.Н. Жукова-Комарова ее заканчивала. Е.Н. Серегина, тоже выпускница, и работала в ней, а потом в железнодорожном детсадике. Никого не забыли за праздничным столом. О каждом нашлось сказать доброе слово. Может быть, и это сказывается на том, что пятый дом дружный, сплочен семьями, которые доброжелательно относятся друг к другу. А началось это давно, почти сорок лет назад, когда в него вселялись железнодорожники, пошло от родителей, поэтому дети, внуки, правнуки чтут это правило. И когда одна из гостей, приехавшая из ближнего зарубежья, рассказывала потом знакомым о своем доме, ей не поверили, мол, такого не может быть. Оказывается, может.
 
И еще чем знаменит этот дом, так это трудолюбием всех, кто в нем живет. Старшее поколение привило его младшим. Вот почему организаторы праздника, проведя негласный конкурс, решили наградить дипломами (изготовленными организаторами) женщин своего дома, тех, кто в ночь и в полночь, по утрам провожал своих мужей на службу, растил детей. Хлопотал по хозяйству, поддерживал чистоту и порядок в квартирах и … Каждая стала победительницей шутливого конкурса «Золотой двор» в своей номинации: А.Н. Комарова - «Признанный химик и непризнанный виртуоз малярных и штукатурных дел», Е.Н. Серегина - «Главный затейник и дипломат», Е.М. Кумова - «Заядлый грибник и гений собаководства», И. С. Буренкова - «Мисс очарования и возмутитель спокойствия», А. В. Мамина - «Лягушка-путешественница», П.С. Прокопенкова - «Самая терпеливая бабушка», Н.П. Федукова - «Мисс велосипедистка и аккуратистка», А.Т. Аскреткова - «Гроза леса и непревзойденный политинформатор», А. В. Блинова - «Соловушка», М.М. Тюлякова - «Непризнанный мичуринец и непризнанный химик», В.Я. Калинина - «Сама добродетель». Каждой из них вручили цветок и пожелали добра и здоровья от устроителей торжества.
 
А потом во дворе зазвенела песня. «Родительский дом - начало начал…» пели под сенью лип. Ею здесь всегда открывают торжества. Хор убеленных сединами мужчин и женщин выводил то одну, то другую песню - радостную или грустную, и все забывалось: что годы - не те, что здоровье - не то, что вокруг - одни проблемы… Ну а когда без аккомпанемента зазвучал романс в исполнении А.В. Блиновой, наступила тишина. Господи, подумала я, даешь же людям голос! На восьмом десятке лет такие трели выводила Анастасия Владимировна, что мурашки по спине пробегали. Вот такие таланты есть в глубинке!
Включили магнитофон. В пляс пустились от мала до велика, несмотря на возраст. Играли в игры. Приехавший Е.Н. Жуков заснял все на видеокамеру, смеялись от души, увидев потом себя на экране телевизора.
Допоздна шумел двор. Это теперь редкость.
Евгения Афанасьева.
На снимке: дом №5 празднует День железнодорожника.
Фото из архива Е. СЕРЕГИНОЙ.