Каждый из нас пользуется услугами железнодорожного транспорта, а многие предпочитают поезд любым другим видам передвижения. Железная дорога была и остается главной транспортной артерией нашей страны. Современные площадки и рабочие кабинеты, квалифицированный труд специалистов, грамотная организация труда и его безопасность - все это достигнуто благодаря безупречной работе нескольких поколений железнодорожников. В первое воскресенье августа они будут принимать поздравления. Многих тружеников профессиональный праздник настигнет в пути, другая их часть в торжественные минуты будет следить за безопасным передвижением поездов. 

P1480959

 

Работа железнодорожников сложна и многообразна, да и объединяется под этим названием огромное число людей разных профессий. Сферы деятельности довольно обширны: от тяжелого труда по укладке и ремонту железнодорожного полотна до высокой квалификации и профессионализма, требующихся от машиниста локомотива и дежурного по станции.
Одна из представительниц этой нелегкой, ответственной, но очень интересной профессии Н. Клетченкова (на снимке). В обязанности Натальи Никитичны входит многое, основное - контроль графика движения поездов по станции. Во время своей смены она распоряжается всеми операциями, связанными с приемом, отправлением и пропуском поездов. В целях безопасности с каждым машинистом связывается по рации и сообщает  ему путь приема и порядок следования по станции. 
Наталья Никитична работает в профессии более 30 лет, в том числе и начальником станции (сначала в Павлинове, затем в Спас-Деменске). Не удивительно, что сегодня все ее действия, команды по приему и отправлению поездов, по руководству маневровыми работами доведены  до автоматизма. 
Огромный пульт перед глазами дежурной для человека несведущего представляет ребус с десятками светящихся огоньков. Для профессионала - макет станции, на котором изображены подъездные пути, сигналы, стрелки.
Кажется, у дежурного по станции нет ни минуты свободного времени: постоянные переговоры, отслеживание составов, приходящих и уходящих со станции, маневровые работы, отметки в различных журналах и компьютере, все это не только в дневные, но и в ночные смены. 
- Железная дорога - самый доступный транспорт для миллионов граждан, и ответственная работа дежурного по станции - залог безопасности пассажиров, перевозки грузов,- считает Наталья Никитична. -  Поэтому во всем соблюдаем порядок, начиная с внешнего вида (ношение форменной одежды обязательно). И по телефону во время смены у нас попусту не поболтаешь, все разговоры записывает регистратор. 
Каждая смена длится 12 часов, и все это время дежурной по станции приходится вертеться, как белке в колесе. Но Наталье Никитичне это нравится, и в какой-то другой сфере она себя уже не представляет. У нее есть все необходимое для качественной и успешной работы: профессиональные знания (она окончила Московский колледж железнодорожного транспорта), личные качества - реакция, память, решительность, ответственность, самодисциплина, самоконтроль,  порядочность, доброта и большое желание трудиться.
На железной дороге  нет второстепенных профессий. Без машиниста не поедет поезд, дежурный по вокзалу проследит, чтобы пассажиры вовремя уехали, механик электрооборудования обеспечит правильную работу автоматики, а путейцы своевременно проверят и в случае необходимости отремонтируют железнодорожное полотно. От каждого зависит конечный результат. Благодаря слаженной, грамотно организованной совместной работе по магистралям страны ежедневно осуществляется перевозка людей и грузов, решаются важные задачи, огромная страна живет как единый слаженный механизм.
С праздником, железнодорожники!
Екатерина Никишкина.
Фото автора.
Знаете ли вы, что...
• Станции Спас-Деменск в этом году исполняется 120 лет. 21 декабря 1899 года через станцию Спас-Деменск началось регулярное движение поездов на участке Данков - Смоленск. Вскоре были введены в эксплуатацию здание железнодорожного вокзала и оборотное депо с паровозным сараем на 8 стойл, водонапорная башня.
• Это был один из важнейших на то время в Калужской губернии пунктов по отгрузке пеньки и рогожи. В окрестностях Спас-Деменска располагалось восемь рогожных фабрик, которые «при 500 рабочих изготавливали свыше одного миллиона рогож на сумму свыше 100000 рублей». Также отгружались в значительных количествах льняное и конопляное масло в бочках, зерно, веревочные материалы, кожи, прочие товары, имевшие спрос в других регионах Российской империи и за ее пределами.
• В годы Первой мировой войны Спас-Деменск оказался в центре беженского потока. Тогда в здании вокзала было открыто «Особое Бюро», занимавшееся оформлением проездных документов и регистрацией беженцев, а также врачебно-продовольственный пункт.
• В годы Великой Отечественной войны в районе Спас-Деменска шли ожесточенные бои. Город был почти полностью разрушен, но здание железнодорожного вокзала и часть станционных построек уцелели. Рядом со зданием вокзала сохранилась водонапорная башня.
В 1943-1944 годах на Московско-Киевской дороге, на станциях Ельня, Спас-Деменск, Сухиничи, Фаянсовая, Брянск, Карачев, Думиничи проводилась выгрузка до 50 воинских эшелонов в сутки (3000 вагонов). В локомотивном депо станции Спас-Деменск ударными темпами проводился восстановительный ремонт подвижного состава.
• После войны было отремонтировано железнодорожное полотно, служебные и технические постройки. Возобновлено регулярное пассажирское сообщение с Калугой, Ельней и Фаянсовой.
• В 1950-1960-е годы тяговой единицей Спас-Деменского депо служил паровоз П-36, который работал и с пригородными поездами. Оборотное депо ТЧ-48 было  закрыто в девяностых годах, часть подвижного состава передана в другие подразделения дороги.
008