Совсем недавно, 9 мая, отгремели салюты в честь Дня Победы. А сегодня канун другой даты - Дня памяти и скорби. Для нашей семьи июнь знаменует еще одно важное событие - 26 июня 2019 года моему папе Лизунову Ивану Егоровичу  исполнилось бы 100 лет. Он был участником войны.

 

20190605 064818

Как это было, как начиналось
Все меньше остается ветеранов, непосредственных участников боевых действий. Например, в Спас-Деменске их всего трое. 
То утро 22 июня было для каждого свое: туманное, седое, солнечное или печальное, т. е. война началась по-разному у каждой семьи, но общим для всех было горе. Для мирного населения, которое попало под оккупацию, и для защитников, ведь темп наступления врага в первые дни войны вследствие внезапного удара был стремительный.
Вплоть до первых дней войны продолжал работать  внушенный пропагандой стереотип: Германия - друг. Была вера в договор о ненападении между Германией и СССР (пакт Молотова-Риббентропа), подписанный в Москве 23 августа 1939 года. 
Как теперь выяснилось, туманным было не только то утро 22 июня, но и договоры, пакты, соглашения. Интересным фактом, как пишет Я. Кедми (Израиль, «Натив»), является то, что «объявляя войну СССР, посол нацистской Германии в 1941 году  плакал. Он искренне не хотел этого, считал катастрофой». 
Мой папа говорил мало о войне, потому что было жутко даже вспоминать. Как его вывезли из блокадного Ленинграда, он не помнил, был «скелетом», пережив страшный голод. 
Война. Слово вроде бы привычное (на Украине войну никто не объявлял, а стреляют и убивают, как на войне) и одновременно очень страшное для нас.
И сегодня все чаще звучат слова «только б не было войны», потому что она разделила наш народ рубежом «до войны», «после войны» и как будто топором рубанула судьбы человеческие, судьбы миллионов людей. Они разлетелись осколками по земле русской, и не только - за рубежом  тоже много полегло наших. Пришла просто война, а превратилась в Великую Отечественную, и каждому ссудила по-своему.
Папа тоже свою чашу войны испил сполна. Призван он был в РККА в июле 1940 года Спас-Деменским РВК Смоленской области, воевал, лечился, опять возвращался на фронт, был награжден орденами и медалями. Закончил войну командиром роты связи.
Война прошлась по каждой семье, в каждом доме своя история военных лет.
Мирное время
После войны папа продолжал службу в Советской  Армии на Дальнем Востоке, в Китае, в частности в 1949 году служил в 107-ом укрепрайоне на границе в Хабаровском районе Приморского края. Закончил службу в звании майора, и после демобилизации мы приехали на папину родину в Спас-Деменск, где он работал директором молокозавода, потом директором хлебокомбината. 
Война оставила свои следы на теле и в душе, папа был инвалидом Великой Отечественной войны. Он не забывал своих однополчан, переписывался с ними (на снимке).
Память, какая она…
После майских праздников наступает обычная жизнь. «Сегодня мы не на параде…», - так поется в одной старой песне. И так хочется, чтобы о фронтовиках вспоминали и заботились не только 9 мая, а делали для них каждый день хоть немного похожим на праздник.
Война была священной не только в песне. Она требует святого отношения от нас, не воевавших, к ним, воевавшим.
Река времени течет неудержимо, сносит в вечность страшные следы той войны. А что же остается? Память.  Сегодня это и Книга памяти, и поисковые организации, и памятники с мемориалами.
В начале апреля наш президент дал старт очередному сезону «Всероссийской «Вахты памяти», поисковым экспедициям, о которых, например, регулярно пишет спас-деменская газета «Новая жизнь», а созданный оргкомитет «Победа» возглавил лично В. В. Путин.
Но сегодня нашу память омрачают сомнения некоторых стран в подвиге героев Великой Отечественной войны, а недавний снос памятника Г. К. Жукову в Харькове и вовсе шокирует.
Ничто не смогло сломить общую волю к Победе у того поколения, потому что у всех была вера. Веровали, кто как может, но эта вера помогала жить. На войне неверующих не было. Вспомним знаменитое обращение к советскому народу 3 июля 1941 года. Сталин начал его именно со слов «братья и сестры». Так обращались к прихожанам православные священники. Он, конечно, знал это, знал и то, что во время самой жуткой и страшной войны сложно было победить без исконно русских убеждений. Православие издавна было основой русского воинского духа. Великий Суворов накануне штурма Измаила дал солдатам наказ: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра - победа или смерть!». Маршал Г. К. Жуков перед боем говорил негромко: «Ну, с Богом…». 
Наша память не должна умереть. Чтобы не было сомнений в подвиге народа и чтобы у некоторых память не была отмороженной, Министерство обороны РФ рассекретило архивы и представило уникальный электронный банк документов, информационный ресурс открытого доступа, наполненный архивными данными о боевых операциях, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны. Цель этого проекта «Память народа» - увековечение памяти всех героев Победы, независимо от звания, масштабов подвига, статуса награды; военно-патриотическое воспитание молодежи; противодействие попыткам фальсификации истории войны. Это будет вечная память.
Кроме того, открывается галерея «Дорога памяти» в Главном храме Вооруженных сил России в Московской области.
Это все на федеральном уровне, а в маленьких городах  и поселках каждый новый или восстановленный памятник, как в Спас-Деменске Гнездиловская высота - это большая радость и гордость.
Вот и к 100-летию моего папы, которое будет 26 июня этого года, обновлено место его упокоения, и помогли мне в этом неравнодушные отзывчивые люди, мои земляки. Спасибо им за это.
Война для всех: воевавших и  родившихся после Победы, для наших детей, внуков, правнуков - прежде всего память. Память до скончания века. Личная и соборная, скорбная и светлая… Вечная. Священная.
В. Семененко  (Лизунова). 
г. Москва.