Исчезнувшие деревни… На карте нашего района немало таких, о которых забыто все, даже название. Другие же, хотя и покинуты людьми, продолжают оставаться на слуху. А значит, они не исчезли совсем, как говорят, не канули в Лету.


Такая счастливая судьба выпала деревне Слузна. Через годы забвения ее бывшие жители сделали так, чтобы она не была заброшенной. А деревня словно знала, что придет это время, и сберегла все дорогое и памятное для сельчан: бегущие струи воды в речке Слузнянке, луга с изумрудной травой по ее берегам, высокие деревья, по которым легко определить, где чей дом располагался. И даже золотые шары по-прежнему цветут, одаривая своими солнечными улыбками любого, кто случайно ли, намеренно ли попадет в этот дальний уголок.
Но не одними неизменными природными красотами жива Слузна. Существование ей продлили потомки тех, кто когда-то здесь пахал землю, растил хлеб, трудился на ферме, кто оставил след в памяти односельчан. Живет Слузна теперь делами детей и внуков. Она - в картинах ставшего художником Николая Трощенкова (на снимке справа), в рисунке его брата Александра, уехавшего в Израиль, но не забывшего дедовский дом. Она - в фотографиях, каждый год прибавляющихся в семейных альбомах. На этих снимках появляются новые лица. На праздник Успения в Слузну приезжают все больше бывших слузнянцев, к ним присоединяются и люди, жившие в различных окрестных деревнях.
По фотографиям можно судить и о том, как год от года преображается сельская окраина, которая стала местом встреч.
Настоящим подвижником возрождения памяти деревни является Александр Лепков, ему активно помогают Николай Филенков, семья Алферовых и другие. Продолжает дело, начатое отцом Валентином Симаненковым, его сын Сергей из Угры. Созданный ими уголок с навесом от дождя и зноя, столом и лавочками стал любимым местом для привала охотников, туристов, грибников. Бывающие здесь с благодарностью и восхищением оставляют записи в блокнотах для отзывов. «Спасибо за память!», пишут чаще всего. Ведь эта память не просто о бывшем населенном пункте, а о людях, живших в нем.
Первое, что делают приезжающие сюда земляки, - зажигают свечу перед иконой и идут на могилы предков. Пожалуй, самое важное из всего сделанного и что продолжает делаться в Слузне, это наведенный порядок на сельском кладбище. Здесь убраны заросли кустарника и бурьяна, спилены старые сломанные деревья, вычищены тропинки между оградами. Благоустроена братская могила расстрелянных в 1941 году красноармейцев. На месте главного входа на кладбище установлена арка с крестом и иконой. В следующем году Александр Иванович Лепков планирует соорудить на погосте часовенку.
Не стоит думать, что так просто собрать людей на праздник. К этому дню готовятся: созваниваются, пишут друг другу в соцсетях. Нужно заранее побывать на месте, скосить траву, убрать, подновить, подкрасить. Причем делается это не один раз с весны до осени. Все для того, чтобы приехавшие понимали, что их на родине всегда ждут.
В минувшем августе в Слузне собрались около 25 человек. Вновь было множество воспоминаний, песни, пляски под гармошку, сердечные разговоры о жизни. А чего не было - так это щемящей тоски об утраченном. Ведь жизнь продолжается, вот уже не только дети, а и внуки с правнуками приезжают в «свою» деревню. И дай Бог, чтобы они продолжили начатые добрые дела. Без этих сегодняшних дел разговоры о возрождении памяти о прошлом - пустой звук.

Антонина БЕСОВА.
На снимках: таким запомнился дом деда его внукам Трощенковым. Так в Слузне готовились к празднику.
Фото автора.