Немецкий поэт Генрих Гейне назвал прошлое родиной человеческой души. Как он прав! Ведь только храня память о прошлом, можно строить будущее. Газета продолжает свой проект «Книга народной памяти». Если мы вернем малой родине доброе имя, напомним ныне живущим о прошлом нашей многострадальной русской деревни, сегодняшнее поколение извлечет уроки из сказанного и будет бережнее относиться к тому, что имеет.


Наши публикации об исчезнувших деревнях вызывают живейший интерес у читателей. Люди комментируют фотографии, размещают на страничке газеты в «Одноклассниках» свои воспоминания, которые бесценны. Хочется выразить искреннюю благодарность Елене Юрьевне Гусевой (Гореликовой) за воспоминания о деревне Синьгаево, переданные в газету Еленой Коробенковой, библиотекарем из Любуни. На эту публикацию откликнулась Елена Викторовна Бибикова, которая на фотографии узнала в гармонисте своего отца Виктора Алексеевича Сафонова. А на фотографии, подписанной «М. Сафонов, Г. Морозов», в человеке слева узнали Мишу Курачева. Так с вашей помощью, дорогие читатели, по крупицам собирается бесценный материал.

 

12
Лидия Гусева вспомнила, что в  Синьгаеве на «монашках»  погибли   две девушки-летчицы, одна из них Юсупова или Исупова из Уфы. За их могилой ухаживали  школьники из Яблоновской школы во главе с учительницей Александрой Константиновной Ивановой. Она разыскала родственников летчицы, переписывалась с ними. Родные  из Уфы приезжали на могилу. Лидия с большой теплотой вспоминает свою родную деревню Яблоново:
- Наша деревня находилась   в 15 километрах  северо-западнее Спас-Деменска  в глухом месте. Никакой транспорт туда не проходил, кроме трактора. В деревне было всего 33 дома.  В основном жили Гусевы, Лобановы, Волковы, Егоренковы, Бученковы, Редькины, Ефременковы. Была начальная школа и ларек, в который привозили хлеб, муку, сахар, иногда рыбу. Электричество провели только в 1967 году. Уроки делали при керосиновой лампе. С 5-го по 10-й класс  ходили за пять километров  в Любунскую школу. Жили все очень скромно, богачей не было, в основном выживали за счет своего хозяйства. Дети подрастали и уезжали в город, а трудоспособное население перебиралось поближе к центру: в Любунь или Снопот.

23
А какая была красивая деревня!  Вся в садах  - яблони, груши, сливы. Недаром она называлась  Яблоново. Посреди деревни были два пруда, там водилась рыба.
По воспоминаниям Людмилы Баклашкиной (Галкиной), на раките сзади у пруда висел деревенский гонг, который своим звоном собирал всех на работу... За деревней был глубокий противотанковый ров, заполненный водой. В нем жители деревни купались.
Н. П. Волкова (Коробова) вспоминает:
- В семидесятые годы в деревне Яблоново проживали 25 семей, а уже к восьмидесятым годам они все переехали в Любунь. В деревне была начальная школа, которую закрыли в 1979 году, был магазин райпо, в котором работала до 1975 года Т.Т. Волкова.
Был построен летний загон для дойного стада, доярками трудились Н. К. Гусева, П. А. Лобанова, А. А. Лазаренкова, П. И. Лобанова. А вот пруды и большой яблоневый сад существуют и сейчас.
В 60-70-е годы все делалось на лошадях, поэтому в деревне была большая конюшня. Здесь работала полеводческая бригада, которая занималась заготовками сена.
В Спас-Деменск добирались на лошадях через Карпово. В старину жители Яблонова в церковь ходили в Пятницкое и Снопот.
В те времена Яблоново принадлежало помещику Б. Селезневу. За деревней в сторону Арефина есть место, которое называют Селезневский хутор. Там и проживал этот помещик. Последней семьей, покинувшей Яблоново, были Волковы. Они уехали уже в 2000-м году.
С 2006 по 2015 год земли были выкуплены ООО «Любунь». На них вели заготовку кормов, часть была отдана под пастбище для скота. С 2016 года эти земли принадлежат Мираторгу. Домов практически не осталось, только по садам можно определить их место расположения.
Ну разве не трогают за душу эти воспоминания? Разве не возникает желания узнать побольше, порасспросив тех, кто помнит о людях, пусть и неперспективных деревень, но для кого деревня – это малая родина!
Лариса Никитина.
Фото Л. Гусевой.