Сдвинуться ли российско-американские отношения с нулевой точки?
На этой неделе исполнился год с момента избрания Дональда Трампа президентом США. Когда 8 ноября прошлого года были оглашены предварительные итоги президентских выборов, в шоке пребывали не только американцы, но и весь мир. Ведь согласно всем социологическим опросам и политическим прогнозам победа Хилари Клинтон казалась неизбежной, а тут такой сюрприз…
Спустя год после прихода Трампа в Белый дом, можно сказать, что мир до сих пор не знает, чего ожидать от американского президента и какой будет его политика. Он по-прежнему ведет себя крайне импульсивно, делая подчас противоречащие друг другу заявления и шаги. Это приводит к нестабильности не только внутри США, но и на международной арене.
В нашей стране с избранием Трампа связывали большие надежды на улучшение российско-американских отношений. И они были небезосновательными. Вспомним, что, будучи кандидатом в президенты, Трамп не скупился на комплименты в адрес России и лично Путина. Он не раз подчеркивал, что, к примеру, международный терроризм является одинаковой угрозой для России и для США, и выражал готовность к сотрудничеству для победы над этим злом. Многие ожидали, что после победы Трампа между Россией и США будет заключена «большая сделка» и все существующие проблемы решатся комплексно.
А проблем этих, как известно, немало. В отношениях между двумя великими державами накопилось огромное количество противоречий, а межгосударственный диалог фактически оказался прерван (не по нашей вине). Можно сказать, что отношения между Москвой и Вашингтоном полностью зашли в тупик.
Но довольно быстро стало понятно, что качественного прорыва и возобновления сотрудничества ждать не стоит. Ни о какой отмене и даже послаблении санкций нет речи. Более того, Трамп вынужден был согласиться с новым пакетом антироссийских санкций, подготовленных конгрессом. И даже смирился с тем, что был принят специальный закон, ограничивающий право президента отменять санкции. К сожалению, нынешний американский президент крайне ограничен в своих действиях и сильно зависим от внутриполитических настроений. Он вынужден учитывать тот факт, что сегодня американская элита на почве русофобства и страха перед несуществующей «русской угрозой» всерьез сошла с ума. Противники Трампа по-прежнему считают его «агентом Кремля», ему по-прежнему угрожают импичментом. Поэтому, даже если он очень сильно захочет, никто не позволит ему начать полномасштабный диалог с Путиным и Россией.
Вспомним о прошедшей в июле встрече Путина и Трампа в Гамбурге. Тогда лидеры двух стран обсуждали ситуацию в Сирии и на Украине, а также о создании совместной рабочей группы по кибербезопасности. На Трампа тут же обрушился шквал критики и упреков в «сдаче Путину национальных интересов США». В результате отношения между странами по-прежнему ухудшаются. Как точно заметил министр иностранных дел России Сергей Лавров, «президенту Трампу не позволяют выполнять его полномочия». От усиливающейся конфронтации двух супердержав страдают не только они, но и, без преувеличения, - весь мир. Существуют серьезные проблемы, которые просто не могут быть решены без учета позиций Москвы и Вашингтона. Как известно, наша страна многократно заявляла о своей готовности к диалогу.
– Россия выступает за конструктивное, предсказуемое и взаимовыгодное сотрудничество с США на принципах равенства и невмешательства во внутренние дела. Важно нормализовать и начать развивать двухсторонние отношения на равноправной и взаимовыгодной основе. Взаимодействие России и США в решении глобальных и региональных проблем отвечает интересам всего мира, - не раз подчеркивал президент Владимир Путин.
Необходимость такого диалога очевидна всем, в том числе и Трампу. Наверное, не случайно он предложил Владимиру Путину встретиться на проходящем в эти дни во Вьетнаме саммите АТЭС. Уже объявлено, что лидеры обсудят ситуацию на Корейском полуострове, в Сирии и пути урегулирования украинского конфликта. Принесет ли эта встреча конкретный результат? Учитывая многочисленные существующие проблемы в российско-американских отношениях, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Но очень хочется верить, что хоть какие-то подвижки к лучшему все же произойдут.