Новая национальная система определит уровень профессионального мастерства педагогов.

В сфере образования изменения и нововведения в последние годы, как в бурном океане, идут волна за волной. И в обществе, и в учительской среде, похоже, к этому давно привыкли. В настоящее время никого не удивляет постоянное совершенствование контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, изменения процедуры государственной итоговой аттестации. Но в этом году, похоже, серьезные сдвиги назревают в плане квалификации и аттестации педагогов. Разрабатывается и будет внедряться национальная система учительского роста. 

Впервые о внедрении национальной системы учительского роста в декабре 2015 года заявил президент Владимир Путин в поручении правительству Российской Федерации. Начиная с прошлого года в этом направлении идет большая работа, которая нацелена в первую очередь на стимулирование профессионального развития и роста педагогов и, конечно же, на объективную независимую оценку профессиональных компетенций учителей в ходе их аттестации. 

- Необходимо сформировать национальную систему учительского роста, которая определит уровни владения профессиональными компетенциями педагогических работников, подтверждаемые результатами аттестации, - во время летних каникул пояснила одному из центральных печатных изданий министр образования и науки РФ Ольга Васильева. - Предполагается и учет мнения выпускников общеобразовательных школ, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения. 

На региональном форуме работников образования перед началом нового учебного года этот вопрос обсуждался учителями и директорами школ. В чем же разница между сложившейся системой аттестации педагогов и той, что предлагается в рамках национальной системы учительского роста (НСУР)?Главных отличий, пожалуй, два. Во-первых, предполагается использовать единые федеральные оценочные материалы, которые позволят унифицировать аттестацию для разных российских регионов. Во-вторых, в рамках национальной системы в школах появятся новые должности - старший учитель и ведущий учитель. 

Калужские учителя вспомнили, что эта практика не является принципиально новой и разделение должностей уже существовало в отечественной школе. Специалисты обсудили этот вопрос и пришли к выводу, что менять подходы к аттестации действительно необходимо. Однако вместе с этим необходимо увеличить разницу в должностных окладах учителей, которые соответствуют первой и высшей квалификационной категории. Только в этом случае, по мнению учителей, новая модель аттестации будет работать. Учителя также пришли к выводу, что, к сожалению, в настоящее время аттестация очень часто сводится к оформлению огромного портфолио. Главным же показателем работы учителя, без сомнения, должны быть достижения школьников, но в их динамике, а не абсолютные результаты. Конечно же, для такой модели аттестации необходима адекватная система измерителей. И это очень большая работа, она ведется на федеральном уровне, все учителя это понимают. 

Напомним, что Калужская область не вошла в число пилотных регионов, однако наши учителя пришли к выводу, что у нас есть очень хорошая база, накоплен достаточный опыт. Сейчас самое время подготовиться к снятию некоторых рисков, к которым участники образовательного форума отнесли, например, недостаточное совершенство нормативных документов и риск психологических конфликтов в учительской среде. Но вместе с тем позитивным моментом следует назвать то, что новая модель системы учительского роста открывает новые возможности для молодых педагогов. И это очень важно. 

Самое главное, как отметили учителя, - не потерять в новых моделях и системах то хорошее, что есть в российском учительстве сегодня. И совершенно логично, что идет речь о том, что есть нюансы, связанные с досрочным выходом учителей на пенсию, а в новой системе появляются новые должности - старший учитель, ведущий учитель. Все это нужно предусмотреть, чтобы ни один педагог не проиграл, а только выиграл от того нового, что намечается в национальной системе учительского роста. 

Не навредит ли новая система такому направлению в педагогической среде, как наставничество? Некоторые учителя со стажем высказывают мысль о том, что вернуть в школы наставничество будет непросто по той причине, что никто не отменял педагогической конкуренции в коллективе. Получается, что уровень зарплаты учителя во многом зависит от того, победит ли его ученик в конкурсе, олимпиаде, какие он покажет результаты на ЕГЭ. Получается, что у педагога нет материальной заинтересованности в том, чтобы кто-то из его коллег учил детей лучше и качественнее. 

Есть такие учителя, которые считают, что наставничество возвращать в школы нет необходимости. Оно в школах давно уже есть и очень хорошо работает. Речь идет о том, чтобы придать новый статус опытным учителям, которые действительно способны вести за собой молодых специалистов.

Владимир Путин, президент РФ: 

Современные информационные технологии позволяют создать механизм оценки учителей, в том числе на основе мнения выпускников школ, тех, кто уже вошёл во взрослую жизнь и уже с высоты каких-то прожитых лет, времени может дать действительно заслуженную, справедливую оценку своим школьным наставникам. Я прошу правительство разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей. Добавлю, что Россия славится не только учителями. У нас всегда были и выдающиеся руководители образования, руководители школ и в Москве, и в других городах страны. Они создавали по-настоящему сильные средние учебные заведения с особой атмосферой, с талантливым педагогическим коллективом. 

Михаил БОНДАРЕВ.

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.