В министерстве образования и науки региона намечены основные задачи на новый учебный год
В сегодняшнем номере мы продолжаем рассказ о некоторых итогах в сфере образования за прошлый учебный год, задачах и изменениях, которые ожидаются в году нынешнем. Начнем с государственной итоговой аттестации. Здесь, как отметил на пресс-конференции министр образования и науки области Александр Аникеев, результаты достаточно стабильны. Радует, конечно же, то, что улучшились результаты выпускников основной и средней школы по математике. По итогам ОГЭ в 9 классе количество детей, которые получили неудовлетворительную оценку по математике, сократилось почти в два раза. Это результат целенаправленной работы региональной системы образования. В этом году не получили аттестат об основном общем образовании примерно 6,5 процента девятиклассников. Аттестат о полном общем образовании не получили 52 одиннадцатиклассника (1,2 процента). В сентябре начинается повторная сдача ЕГЭ, и эти цифры, безусловно, уменьшатся.
О ГИА и ВПР
Что нового ожидается в государственной итоговой аттестации в следующем году? Рособрнадзор не опубликовал пока никаких официальных документов, связанных с предстоящими возможными изменениями. Сейчас основным ньюсмейкером по данной теме выступает министр образования и науки России Ольга Васильева. Совсем недавно она озвучила, по словам Аникеева, важную новость. С 2020 года в число обязательных предметов на ЕГЭ планируется ввести отечественную историю. Также в старшей школе с 2022 года планируется ввести обязательный экзамен по иностранному языку. В основной школе обязательный экзамен по иностранному языку - в 2020 году. Кроме этого, много говорится о том, чтобы видоизменить экзамен по русскому языку в основной и средней школе. Пока никаких официальных документов нет, но в этом году продолжиться апробация устной части ГИА по русскому языку. По ее итогам будет принято окончательное решение о проведении устной части экзамена.
В этом году наш регион участвовал в проведении Всероссийских проверочных работ по географии, истории, химии, биологии, физике. В штатном режиме проводились ВПР по русскому языку, математике, биологии и истории в начальной школе и в 5-х классах.
- Ничего сенсационного не произошло, - сказал Александр Аникеев. - Результаты проверочных работ, как и ожидалось, абсолютно соотносятся с общими результатами детей по государственной итоговой аттестации. Отмечу, что результаты по области выше среднероссийских показателей по всем предметам. Сейчас мы работаем над тем, чтобы обстоятельно проанализировать результаты ВПР по каждой школе, каждому классу и ученику, чтобы выявить слабые места в преподавании. Могу сказать, что, исходя из политики федерального министерства, ВПР будут проводиться ежегодно в стабильном режиме.
О неформальном образовании
Какие актуальные задачи будут ставиться перед региональной системой образования в новом учебном году? Прежде всего, по словам министра, это расширение возможностей неформального образования детей. Школа и учитель в настоящее время перестают быть монополистами в сфере образования. Более того, мы видим, как сфера неформального образования зачастую опережает школу. Что подразумевается под неформальным образованием? В первую очередь это образование не через школьные предметы. Общеобразовательная школа должна шире использовать возможности социума, возможности музеев, театров, учреждений культуры, интернет-образования.
О детском чтении и кадровой революции
Особое внимание будет уделяться развитию интереса детей к чтению, чтобы школьники лучше понимали текст и могли его интерпретировать. По словам Александра Аникеева, эта проблема стоит достаточно остро. Очень многие проблемы в образовании как раз проистекают из того, что дети мало читают и читают очень поверхностно.
Хотелось бы вновь актуализировать тему домашних заданий. Эта проблема до сих пор остается. В школах не должны перегружать детей домашними заданиями. В этом году также будет обращено особое внимание школы на оценивание учебных достижений детей.
- Мы будем требовать от школы анализа результатов Всероссийских проверочных работ и других оценочных процедур, - говорит Александр Аникеев, - с тем, чтобы школа и каждый учитель выстраивали стратегию повышения академических результатов детей. Чтобы не было такой ситуации, когда учителя ознакомились с результатами ВПР, увидели, что они неплохие, выдохнули и продолжали бы дальше работать в том же ключе. Этого не должно быть. Мы должны анализировать результаты, видеть слабые места и доходить до каждого ученика. Это нелегко, но это совершенно новый подход к обучению.
В этом году мы хотим сделать особый акцент на то, чтобы донести до понимания учителей, родителей и детей идею о том, что мы не будем оценивать работу школ по результатам ОГЭ и ЕГЭ. Очень важно понимать, что школа не готовит только исключительно к экзаменам. Нужно перестать натаскивать учеников на ЕГЭ. К сожалению, в последнее время школьные ценности сильно трансформировались. И ЕГЭ стал неким путеводным маяком, который движет школой, родителями и детьми. Задача школы - не подготовка к ЕГЭ, ее главная задача - давать прочные знания всем ученикам по общей школьной программе. Все должны понимать, что результаты ЕГЭ - это индивидуальные достижения выпускников.
Напомним, что сейчас в СМИ активно обсуждается предложение министра образования и науки РФ Ольги Васильевой о передаче полномочий по государственному управлению школами и детскими садами с муниципального на региональный уровень. Обсуждается тематика, связанная с созданием национальной системы учительского роста. Федеральное министерство образования и науки опубликовало несколько проектных документов, которые будут связаны с изменением порядка аттестации педагогов, с изменением должностей учителей. Как считает Александр Аникеев, это будет своего рода кадровая революция в системе образования.
Об учебниках и рабочих тетрадях
Александр Аникеев заострил внимание на покупке учебников, дополнительных пособий, рабочих тетрадей:
- Учебники мы закупили все. Они у нас есть. Те, которые еще не успели закупить к 1 сентября, довезут на первой учебной неделе. Это касается прежде всего новых учебников по астрономии. Мы закупаем новые учебники истории теперь уже для 6 и 7 классов по новому стандарту. Остальные учебники у нас есть. Никаких дополнительных пособий не требуется. Если вдруг учителя обратились к родителям с просьбой купить какие-то дополнительные пособия, то это может быть на уровне предложений и просьб, на добровольной основе. Никаких принуждений со стороны учителей быть не должно.
Я еще раз озвучиваю официальную и законную нашу позицию по поводу рабочих тетрадей. Рабочие тетради не являются учебниками, соответственно они не включены в федеральный перечень и не являются пособиями, которые закупаются школой в обязательном порядке. Школа не будет и не обязана закупать рабочие тетради. На этот предмет есть много разных противоречивых заявлений. Мы специально прорабатывали этот вопрос. Есть определение пленума Верховного суда Российской Федерации. Пленум установил, что рабочая тетрадь не является учебником, учебным пособием. Закупка рабочих тетрадей - это дело сугубо добровольное, никто не имеет права требовать их покупки.
Александр Аникеев через нашу газету обратился с просьбой к родителям первоклассников, чтобы они закупили на свои средства прописи. Это традиционно, это издание одноразового пользования. Родители не должны требовать прописи от учителей и администрации школы.
Наша справка
В 2017/18 учебном году в системе образования области будет работать 766 образовательных организаций:
- 350 общеобразовательных школ, в том числе 13 - негосударственных;
- 230 детских садов, в том числе 12 - негосударственных, один - федерального подчинения;
- 33 профессиональные образовательные организации, в том числе семь негосударственных, шесть другой ведомственной принадлежности;
- 12 вузов;
- 139 организаций дополнительного образования детей, в том числе 35 - подведомственных министерству образования и науки области и муниципальным органам управления образованием, 54 - в сфере культуры, 37 - в сфере спорта, 13 - негосударственных.
Владимир ПУТИН, президент РФ: В школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу по душе, получали достойный заработок, могли состояться в жизни. Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должна быть чисто формальной. Именно поэтому принципиальная задача – привлечь к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес, прежде всего крупный и средний. Если предприниматель мыслит на перспективу, формирует долгосрочную стратегию развития, он должен активно взаимодействовать со школой. Это не только вложение средств в строительство новых учреждений, хотя и это очень важно. Кстати говоря, у нас есть очень хорошие примеры, когда бизнес вкладывает деньги в развитие школьного дела, в строительство школ, в оборудование школ в Москве, в других регионах. Я хочу воспользоваться случаем, я знаю многих таких людей лично, хочу их всех за это поблагодарить. Надеюсь, что они на этом останавливаться не будут, а другие их коллеги из бизнеса будут присоединяться к такому движению. |