Чем дальше от нас сороковые роковые, тем они ближе. Растет интерес к военной истории страны, своего края. Люди хотят знать правду о событиях того времени. До сих пор еще много неизученных фактов, нераскрытых подвигов, неведомых героев. Немало белых пятен и на политой кровью спас-деменской земле, но благодаря работе поисковых отрядов их становится меньше. Идет процесс накопления и систематизации поисковых данных по установлению имен и судеб погибших на полях сражений. Приходит время, и земля открывает свои тайны.
Инструктор-проводник ВПЦ «Набат» Юрий Акимов рассказал об одной находке, по которой поисковики сейчас ведут работу. Этим летом в окрестностях бывшей деревни Куркино были обнаружены части разбившегося во время войны самолета.


- Началась эта история еще в 2011 году,- пояснил Юрий Анатольевич. - В тех местах я оказался по рабочим делам. При обследовании лесосеки случайно наткнулся на одиночную могилу красноармейца. На языке поисковиков такие называются «верховыми». К сожалению, никаких документов или личных вещей, которые могли бы помочь установить личность погибшего, найти не удалось. Останки безымянного воина затем вместе с другими были захоронены на Гнездиловской высоте. Обследуя место гибели пехотинца, обратил внимание на множество металлических обломков. Они были разбросаны на территории около двухсот метров. И явно просматривалась заросшая травой борозда, свидетельствовавшая о том, что здесь упал самолет. В то время у меня не было хорошего поискового оборудования, да и место гибели самолета далеко в лесу, куда не проехать.
Потом Юрий побывал в урочище вместе с заместителем командира «Набата» Юрием Бодряковым. Раскопки не проводили, но по частям самолета, увиденным на поверхности, смогли предположить, что здесь разбился штурмовик Ил-2. Никаких подсказок при осмотре частей тогда не нашли. Но поисковиков все прошедшие годы не оставляла мысль, что случай не зря привел Юрия Акимова в это место в лесной глухомани, что все-таки удастся отыскать какую-то зацепку.
Поисковой работой Ю. А. Акимов занимается с 1980 года. За это время случались разные, порой удивительные находки. В 2002 году по подсказке известного в нашем районе охотника Павла Степановича Никитина в болоте возле деревни Холмишки отыскали разбившийся истребитель. Во время подъема были обнаружены останки пилота. Среди личных вещей оказалась стопка писем с обратным адресом. Удалось установить, что здесь в августе 1943 года погиб летчик Анатолий Иванович Пушница.
Помня ту историю и другие случаи подъема самолетов на территории района, Юрий Акимов надеялся, что и в этот раз найдется ниточка, которая поможет в дальнейшем поиске. Он снова побывал на месте гибели самолета, прошел с металлоискателем вдоль всей борозды, оставленной упавшим истребителем. Кроме множества мелких обломков, разбросанных среди деревьев и уже вросших в землю, удалось найти и более крупные части крыла, двигателя, бронекапсулы.
В один из дней Юрий Анатольевич взял с собой в лес сына Юрия - юного поисковика, и его друга Володю Алексеева. Глазастым мальчишкам и удалось найти долгожданную подсказку. Разглядывая покрытый землей лонжерон самолета, они увидели выбитые на нем цифры. Теперь по этому номеру поисковики надеются установить год выпуска, принадлежность разбившегося самолета и, возможно, судьбу экипажа.
- Меня могут спросить,- заметил Ю. Акимов, - почему еще в 2011 году, когда обнаружил части упавшего самолета, не завершил работу. Хочу пояснить, что тогда у поисковиков было гораздо меньше возможностей, чем сейчас. В последние годы открыто много ранее недоступных военных архивов, созданы базы данных, где можно найти информацию по различным темам. Кроме того, теснее стали контакты между поисковиками из разных регионов. Все это позволяет более эффективно действовать на последующих этапах, когда уже идет работа с документами, обращение в архивы.
Как только Юрий Акимов выложил в соцсети фотографии найденных частей самолета, сразу пошли отклики от других поисковиков. Они активно подключились к проводимой ВПЦ «Набат» работе по сбору информации. Сергей Доньшин из Коломны отправил фото с найденным номером в информационный центр в Казань.Там подключился к поиску Илья Прокофьев. Немало интересных сведений сообщил Сергей Порошин из ПО «Мемориал-авиа» г. Владикавказа, который работает с немецкими базами данных. Ему удалось обнаружить донесения германских летчиков о сбитых в августе 1943 года советских самолетах. Каждый новый факт помогает приблизиться к разгадке.
Но не только судьба этого конкретного самолета является целью проводимой поисковиками работы. За годы поиска накоплено много сведений о роли авиации в ходе Спас-Деменской наступательной операции, о том вкладе, который внесли штурмовики, бомбардировщики и истребители в освобождение нашей земли.
- Мы хотим систематизировать собранный материал и составить общую историю боев в спас-деменском небе,- рассказал Юрий Акимов. - Если не удастся охватить весь период освобождения района, то возьмем хотя бы дни от начала наступления 7 августа 1943 года до 13 августа, когда был отбит у врага Спас-Деменск. На это время пришлись самые тяжелые бои на земле и в воздухе, в том числе взятие считавшейся неприступной Гнездиловской высоты, уничтожение мощного фашистского бронепоезда на станции Павлиново.
В ходе работы по Ил-2 появилась информация, что вероятно это штурмовик 130-го гвардейского штурмового авиаполка. В начале августа 1943 года 130-й ШАП действовал на участке Губино-Юдино-Жданово-Дворище (по следу видно, что именно на Губино тянул подбитый штурмовик). Первая эскадрилья 130-го ШАП во главе со старшим лейтенантом Б. Левченко делала вылеты на участок Павлиново-Мышково. На уничтожение немецкого бронепоезда, действовавшего на участке Гривка-Павлиново, вылетели восемь штурмовиков во главе со старшим лейтенантом Соколовым. В этом бою было потеряно четыре самолета, их экипажи погибли, решившись на таран бронепоезда. Самолет лейтенанта Б. Прокофьева был подбит, раненый пилот выпрыгнул с парашютом и приземлился у железной дороги, попал в плен. Самолетам лейтенанта Ф. Литвинова и младшего лейтенанта Б. Исаева, поврежденным, удалось перетянуть линию фронта, они упали в расположении своих войск. Только один самолет лейтенанта Никифорова, хотя и поврежденный, вернулся на свою базу. Тут и нужно начинать искать - с этого боя. И еще дополню: в то же время погиб и лейтенант Анатолий Пушница, самолет которого Ла-5 был нами поднят вместе с останками пилота. Группа истребителей вылетала на прикрытие штурмовиков в районе станции Павлиново.
Вот так из единичных эпизодов складывается единая картина. В спас-деменском небе летчики проявляли героизм, многие ценой собственной жизни приближали победу над оккупантами. Воссоздать историю этой войны в воздухе - задача, которую поставили перед собой поисковики.
Антонина БЕСОВА.
Фото Ю. АКИМОВА.