С 1 сентября 2020 года вступили в силу поправки к Закону об образовании, касающиеся воспитания обучающихся. Эти изменения в мае 2020 года инициировал президент РФ В.В. Путин. Основная их суть - воспитание школьников в соответствии с задачами современного российского общества.
- На улицах наших городов и поселков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ да и в наших головах в последние 15-20 лет, - говорит президент. - Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики.
Сейчас в мире идет жесткая борьба за умы, за идеологическое и информационное влияние. Нам нужна постоянная, системная работа, которая защитила бы страну, нашу молодежь от этих рисков, служила укреплению гражданской солидарности и межнационального согласия. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня.
Многое в стране уже делается в этом направлении. Возрожден один из ярких символов советской системы воспитания - физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). И ныне все регионы России соревнуются по широте охвата населения соревнованиями по сдаче норм ГТО, в которых принимают участие не только дети, но и их родители. Создана общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Активно действует Всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия». Каждый месяц значок юнармейца надевают около десяти тысяч мальчишек и девчонок. Ожидается, что уже в этом году в Юнармии будет более полумиллиона школьников.
Нечто подобное наша страна уже переживала в конце 30-х годов прошлого века. Неудивительно, что в тот предвоенный период советское государство стало уделять особое внимание воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма. Именно в те предвоенные годы было поднято на большую высоту имя детского писателя Аркадия Гайдара. Почти все его книги, в том числе замечательная повесть «Тимур и его команда», были экранизированы. Пионеры и комсомол стали главным резервом коммунистической партии по воспитанию будущих бойцов Красной Армии и тех, кто ковал победу в тылу. Смогла бы наша страна выстоять в этой страшной войне, если бы те предвоенные поколения воспитывались не как юные патриоты, а как будущие «граждане мира» и «квалифицированные потребители»?
Путин назвал воспитание детей ключевым приоритетом. А как обстоят дела с воспитанием в школах нашего района? Мы обратились к директорам городских школ О.В. Ряковой и С.В. Васютиной с просьбой дать оценку новым инициативам в Законе об образовании. Оба директора единодушны в своем мнении:
- В наших провинциальных школах воспитание всегда было и остается в приоритете. Отрадно, что все, что мы раньше делали в этом направлении, возведено в ранг Закона. Может быть, где-то в больших школах учителя проводят уроки и уходят домой. А наша практически для половины учащихся являются школой полного дня. Дети с восьми утра до шестнадцати часов находятся здесь. Группа продленного дня охватывает ребятишек с первого по шестой классы. Старшеклассники после уроков участвуют в конкурсах, посещают кружки по интересам. Даже на дистанционке учителя проводили воспитательную работу. Именно по тем направлениям, которые перечислены в Законе, работают школьные коллективы. Воспитательная работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями учеников. Все важные вопросы решаются советом школы, куда входят представители родительской общественности, ученического и педагогического коллективов.
Россия открытая демократическая страна, готовая сотрудничать со всеми государствами мира практически во всех сферах. Нет прежнего идеологического «противостояния двух систем». Прилавки наших книжных магазинов ломятся от книг западных писателей. Телеэкраны заполнены фильмами иностранного производства, порой самого сомнительного качества. Театры юного зрителя можно по пальцам пересчитать. Непростительно мало современных детских фильмов. Требуют пересмотра школьные учебники литературы и истории. На выполнение воспитательных задач, поставленных перед школой, должны быть направлены усилия всей государственной системы. Хочется верить, что государство наконец займется воспитанием у подрастающего поколения хорошего художественного вкуса, и мы вырастим поколение зрителей, умеющих понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное, киноискусство. Для этого нужны серьезные качественные постановки для детей и подростков, которые будут знакомить их с русской и мировой культурой, учить думать, сопереживать и верить в силу добра. И конечно, на театральных сценах должны ставить произведения современных отечественных авторов. То же касается и детской художественной литературы. Сейчас крайне трудно найти историческую книгу для детей. Старые просто не переиздают, а книги современных авторов не выпускают.
Думаю, благодаря новым поправкам в Законе об образовании это положение изменится коренным образом. Так или иначе, совершенно очевидно, что государственная программа по воспитанию подрастающего поколения может быть осуществлена только при активной совместной работе государства, всех институтов гражданского общества и творческих союзов - при обязательном жестком контроле общества над всеми этапами ее реализации.
Лариса Никитина.