Продолжается дистанционный образовательный процесс, который отличается от привычных школьных уроков, когда ученики сидят за партой, а у доски - преподаватель объясняет новый материал. Ради качества образовательного процесса и комфорта наших детей учителям, родителям, чиновникам, айтишникам надо действовать быстро и согласованно. Учителя проводят видеоуроки и проверяют работы детей в электронном виде. Классные руководители ведут несколько чатов. В одних они общаются с детьми, в других - с родителями. Активно осваивается работа на платформе zoom. С 6 апреля городские школы в Спас-Деменске с 5 по 11 классы работают на этой платформе. Теперь уже и учителя начальных классов со своими питомцами освоили эту платформу. Платформу для взаимодействия с учениками и родителями школа выбирает сама, а методы обучения - учитель.
Нам удалось поговорить с некоторыми участниками дистанционного процесса обучения.
Ольга Зотова, мама Ильи Пантюхова, четвероклассника средней школы №2, рассказывает:
- Я нахожусь в декретном отпуске, поэтому много времени провожу с детьми и во все вникаю. Поначалу было трудно освоиться с новыми условиями обучения. Но теперь втянулись, всему научились. Занятия у нас начинаются в 11-30. Наша учительница Алла Петровна Дороговцева проводит уроки и в режиме видеоконференции, и по аудиосвязи. Все уроки идут по расписанию. Илюша учит стихи по литературному чтению и аудиозапись посылает учителю. Алла Петровна просит к стихам сделать иллюстрацию и оценку ставит за рисование. Таким образом, дети будут аттестованы по всем предметам. Домашние задания приходят к девяти утра, и мы успеваем их выполнить до начала занятий.
Конечно, на родителей нагрузка возросла, особенно в начальной школе. Дети постоянно нуждаются в нашей поддержке и контроле. Но еще больше возросла нагрузка на учителей. Наша учительница кропотливо работает с каждым ребенком и со всей семьей в течение дня.
Илья получает задания и из школы искусств. Александр Николаевич Шлыков по видеосвязи ведет урок игры на гитаре, дает подробные объяснения. Также поступает и преподаватель фортепиано Зоя Николаевна Ломакина.
Мне кажется, за время карантина изменилось отношение детей к школе. Они скучают по учителям, по детскому коллективу. Представляю, с какой охотой побегут они в школу, когда карантин закончится.
Елена Титкова, мама семиклассницы Кати Титковой, говорит, что у дочери стало больше оценок и эти оценки лучше, чем были в школе. Катя стала более самостоятельной. Родители на работе, а дома только бабушка. Девочке приходится все постигать самой. Сначала было много волнений, а теперь все нравится. Из ДШИ приходят задания от преподавателей рисования и дизайна одежды. Катя с удовольствием их выполняет.
Иван Демидов, ученик седьмого класса, высказал свою точку зрения:
- С переходом на дистанционное обучение распорядок дня да и моя жизнь поменялись, так как уроки начинаются в разное время: в 9:30, в 11:30. У меня нет необходимости просыпаться в 7 часов утра, как делал раньше, и это огромный плюс, я люблю поспать.
Расписание уроков кардинально поменялось. Продолжительность урока теперь 30 минут. Перемена может быть короткой, а может затянуться на час. Этому рады и дети, и учителя. Сейчас нет стресса и волнения, которые присутствовали у каждого ученика, когда его вызывают к доске. В домашней обстановке, скорее всего, все чувствуют себя уверенней и спокойней. Все же не зря говорят, что дома и стены помогают. Дистанционное обучение не позволяет заниматься всеми уроками, которые есть в обычном учебном режиме. По физкультуре, технологии, музыке и изо ученики выполняют домашние задания, отсылаем учителям фото и видеозапись.
Вместе с этим нет реального общения с одноклассниками. Нет тех долгожданных перемен между уроками, когда с друзьями можно убежать в спортзал поиграть в настольный теннис.
Сейчас граница между школой и домом стерта, перестроиться сложно не только ученикам, но и учителям. Но все стараются поддержать друг друга в сложившейся ситуации, ответственно подходят к такой форме занятий в режиме видеоконференции.
- Во всем есть не только плюсы, но и минусы. Я для себя решил, что при таком обучении минусов гораздо больше, нежели плюсов, - резюмировал Иван Демидов.
Попросили мы высказаться и учителей. Елена Николаевна Стельмах обучает третьеклассников дистанционно с 6 апреля. Она отмечает, что приходится учитывать разные возможности учеников. Лучше всего работается на платформе Учи.ру. Дети зарегистрированы здесь с первого класса. Учитель ведет урок онлайн. Из 19 присутствуют как правило 14-15 учеников. Дети используют компьютеры, смартфоны, планшеты. Те, у кого нет интернета, поддерживают с учителем аудиосвязь через телефон. Некоторые получают задания на бумажных носителях - их развозит школьный автобус. При дистанционном обучении работа учителя очень затратна по времени. Практически занят весь день: подготовка и проведение уроков, проверка домашних заданий, постоянное нахождение на связи с учениками и их родителями…
Депутат Заксобрания Калужской области учитель русского языка и литературы школы №1 Оксана Черкасова поделилась своими впечатлениями:
- На уроках я использую платформу для видеоконференций zoom. На мой взгляд, это очень удобно для учителя и детей. Школьники видят и слышат меня, задают вопросы. В процессе обучения применяю видеоматериалы, презентации, показ текстов - в общем, все как во время обычного урока, только дистанционно.
Кроме того, для связи с учениками активно использую мессенджеры. Приложения WhatsApp, Viber создают дополнительные удобства, позволяют индивидуально объяснить материал, если возникает такая необходимость, и ответить на вопросы.
Но не только учебой занята школа. Не замирает и воспитательная работа. Классные руководители проводят онлайн классные часы. У Галины Михайловны Ивановой в 7 А классе школы №1 прошел классный час на тему «Дистанционное обучение без вреда для здоровья». Ребята обсудили оптимальный режим дня на дистанционном обучении. Их научили, как создать комфортную рабочую среду для занятий, познакомили с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами при работе с компьютером, повторили правила общения в группе, обговорили организацию отдыха между занятиями. Учителя физкультуры разработали комплексы упражнений для сохранения хорошей осанки и для глаз. Ребята получили ссылки на эти видео.
Такие классные часы проведены почти во всех классах школы. Обсуждали с детьми и праздник Пасхи. Готовятся ребята к онлайн мероприятиям, посвященным 75-летию Победы.
20 апреля на заседании правительства глава Калужской области Владислав ШАПША предложил премировать учителей, которые работают дистанционно.
- В связи с тем, что действительно увеличилась нагрузка на учителей, более того, возникли дополнительные траты, которые они вынуждены нести, оплачивая, в частности, интернет, я предлагаю рассмотреть возможность компенсации учителям этих расходов, - сказал Шапша. - И в качестве поощрения направить имеющиеся средства из стимулирующего фонда на премии учителям с учетом той дополнительной нагрузки, которая у них возникла.
- Спасибо, я думаю, что это важное предложение, - отметил министр образования и науки Калужской области Александр АНИКЕЕВ. - Существенная мера, которая позволит поддержать учителей в этот сложный период. Мы это отработаем.
Лариса Никитина.
Фото прислали участники дистанционного образовательного процесса.