Уже второй год  учащиеся начальных классов средней школы №1 под руководством учителя   О. Д. Крупенченковой учатся играть в шахматы, вернее, они изучают новый предмет под названием «шахматы».

Преподавание шахмат в школе стало главной темой обсуждения в ходе встречи министра образования и науки РФ О. Васильевой с президентом Международной шахматной федерации (ФИДЕ) К. Илюмжиновым. «Мое глубочайшее убеждение, что шахматы должны быть в каждой школе уже с 1 класса. Это доступно, не требует больших затрат и дает основу для интеллектуального развития ребенка. Родители эту идею поддерживают. Там, где дети играют в шахматы, абсолютно другие результаты обучения. Понятно, что перегружать образовательную линейку мы не можем, но в рамках внеурочной деятельности, факультативов это должно быть в каждой школе», - сказала Ольга Васильева.
Участники слушаний в Общественной палате РФ предложили включить инициативу по внедрению шахмат в школах в проект плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
В средней школе №1 шахматы в 2016-2017 учебном году изучались во внеурочной деятельности. В новом учебном году шахматы как учебный предмет включены в расписание. На районном методическом объединении руководителей образовательных учреждений О.Д. Крупенченкова провела открытый урок по шахматам во втором классе.
На таком уроке дети погружаются в удивительный сказочный мир, в котором есть короли, королевы, их армии с пешками-солдатами, слонами, ладьями и конницей. Учащиеся изучают само поле сражения – шахматную доску, знают имена всех клеток в буквенно-цифровом выражении, показывают горизонтали, диагонали, вертикали. Они отгадывают загадки про шахматные фигуры и показывают отгадку, поднимая вверх нужную фигуру, узнают множество новых слов и исторических фактов. Знакомясь с новой фигурой - слоном, они вспомнили, что шахматы изобретены в Индии, а в древней Индии часто воевали на слонах. Вот и в шахматной армии есть боевые слоны. Дети много узнали об этих фигурах: чем они отличаются друг от друга, как ходят, как могут брать другие фигуры. А помогла им в этом специальная программа, которая с помощью интерактивной доски позволяет воспроизвести любую шахматную комбинацию или решить задачу из учебника. Да-да, на партах у будущих гроссмейстеров учебники по шахматам. А задачки в них не шуточные. Но ребята справились.
Главное, весь урок их внимание не ослабевало. Видно было, что предмет им нравится. Ведь каждому приятно ощутить себя полководцем, который командует целой армией.
Играя в шахматы, ребенок учится самостоятельно принимать решение, а это очень важно. В детях также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей. И при этом шахматы учат не только логически мыслить, но и делать выводы. Так в каждом ребенке постепенно утверждается самостоятельность, он раскрывается и зреет как личность. Занятия шахматами помогают детям оживить воображение, упорядочить мысли. Шахматы также учат не принимать поспешных решений, ибо они, как правило, являются ошибочными.
На вопрос, что изменилось в изучении других предметов, ощущается ли влияние шахмат, Оксана Дмитриевна ответила: «Дети стали легче планировать свою деятельность, составлять план к произведению на уроках чтения, действовать по алгоритму. Думаю, к четвертому классу им будет легче даваться математика, ведь процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, совершенствует такие ценнейших качества, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.».
Таким образом, если родители мечтают, чтобы их дети учились в школе на 4 и 5, чтобы они быстро и самостоятельно выполняли домашние задания по всем учебным предметам, надо с малых лет знакомить малышей с секретами шахматной игры и помнить, что шахматы мудрее и благороднее, чем «компьютерные стрелялки».

Лариса НИКИТИНА.