Речь - средство общения между людьми. Звук - это строительный материал для человеческой речи. Поэтому произносить все звуки русского языка четко, внятно, понятно для окружающих - залог успешного развития, общения, дальнейшего обучения ребенка в школе.


Согласно диагностике, которую я веду, количество детей, имеющих нарушения речи, возросло. Многие папы и мамы считают безобидным сюсюканье и картавость своих чад. Но, как известно, даже самое простое нарушение звукопроизношения может повлечь за собой серьезные негативные последствия: заниженную самооценку, проблемы коммуникативного общения, это влечет за собой негативное отношение к обучению в школе. Многие родители задаются вопросом, почему именно мой ребенок плохо разговаривает, ведь в семье все говорят «чисто». Дефектное произношение может появиться под влиянием различных неблагоприятных воздействий: подражание взрослым, различные заболевания, несовершенность речевого аппарата, дефицит общения и другие.
Внимание родителей должно привлечь даже самое незначительное нарушение речи, так как из этого как следствие вытекают трудности овладения чтением, письмом и математикой. При дефектном произношении часто встречаются замены звуков, например, «с» на «ш» (сапка - шапка), если ребенок неправильно произносит звук или заменяет его другим, значит, и писать его он будет так, как слышит.
Первоклассники часто пишут все слова слитно или вместе с предлогаи, это значит, ребенок не может выделить из речевого потока слово, звук, букву. Если своевременно выявить эти нарушения, то есть возможность не допустить таких трудностей в дальнейшем. Поэтому если вашему ребенку более 3,5 лет и он недавно научился говорить, его речь непонятна, неразборчива, у ребенка имеются отдельные нарушения звукопроизношения, он не произносит отдельные звуки или заменяет их другими, заикается, обратитесь к логопеду, не откладывайте до следующего раза. Логопед поможет выявить речевые дефекты, проведет диагностику, проконсультирует и окажет коррекционную помощь.
Д. Романова,
учитель-логопед.