В Спас-Деменском районе много творчески одаренных людей, они достойно представляют малую родину в различных конкурсах и профессиональной сфере. Что говорить, даже среди бойцов СВО обнаруживается немало народных талантов. Обучение искусству многие из них получили в детстве - в школьных кружках, в творческих объединениях Домов культуры, но главную нагрузку несет, конечно же, детская школа искусств, главной задачей которой является выявить способности у ребенка, увлечь его в мир искусства, дать возможность самым разным детям выразить себя, проявить свои дарования. С первых лет своего существования ДШИ развивалась как педагогическая среда, сочетающая в себе высококвалифицированных творческих педагогов, стремящихся воспитать грамотных, многогранных и нравственно развитых личностей.
В начале третьей учебной четверти мы заглянули туда, где "происходит огранка" юных талантов, чтобы узнать, какую пользу приносят занятия в детской школе искусств.
Что такое ДШИ
В настоящее время предметом деятельности детской школы искусств является реализация дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств по трем направлениям: музыкальное отделение (фортепьяно, аккордеон, гитара, хоровое пение), художественное отделение (живопись), декоративно-прикладное отделение (бумажные фантазии, моделирование одежды, лоскут-дизайн, художественное вязание и макраме, вышивка).
Количество учащихся составляет 116 человек, осуществляют образовательный процесс 9 преподавателей.
В 2022 году проведен капитальный ремонт здания. Работы были выполнены в рамках национального проекта "Культура". Общая сумма, выделенная на модернизацию, составила более пяти миллионов рублей. В ходе работ отремонтирован фасад здания, все внутренние помещения, заменены полы и напольное покрытие, входные группы с пандусом, отмостка, заменены дверные блоки, полностью заменена электропроводка, сантехника. Приобретены новая мебель, музыкальная аппаратура, учебная литература, интерактивная панель, для художников приобретены новые мольберты.
Зачем учиться музыке?
Действительно, зачем - не всем же быть музыкантами. Музыканты - это особые люди, личности, которые выделяются и манерой одеваться, и манерой изъясняться, и складом ума. Конечно, не у всех получится профессионально заняться музыкой, но ведь к этому и не нужно стремиться - у каждого свой путь! Учить детей музыке мечтают многие родители. Только одни уверены в необходимости музыкального воспитания чада и готовы сделать для этого все возможное, другие сомневаются в музыкальных способностях своего ребенка и боятся ему навредить. По большому счету решающими факторами должны быть не желания родителей, а талант ребенка и стремление его к музыке.
Итак, что же дает ребенку школа искусств? Какая в ней польза? Перечислим кратко основные пункты.
- Музыка развивает эмоциональность.
- Развивается чувство ритма.
- Музыкальный слух становится более тонким.
- Игра на музыкальном инструменте развивает координацию и мелкую моторику рук (что сказывается положительно на развитии мозга).
- Пение расширяет возможности дыхательного аппарата, уменьшает количество простудных заболеваний.
- Развивается чувство вкуса.
- Ансамблевое исполнительство дает практические навыки коллективной деятельности, учит слышать других. Развивается память.
- Формируется усидчивость (необходимо заниматься регулярно!).
- Приобщает к мировой культуре.
Когда малыш растет, у родителей возникает вопрос - куда отдать ребенка для его всестороннего развития. Но нередко они останавливают выбор на спортивной секции, не задумываясь о том, что малыш нуждается в дополнительном образовании.
В былые времена детей дворян обучали грамоте, арифметике, языкам, танцам и музыке. Обучение игре на музыкальных инструментах считалось показателем хорошего воспитания.
Естественно, не все дети по окончании "музыкалки" выберут профессию музыканта. Некоторые забудут все то, чему учились на протяжении нескольких лет. Родителям может показаться, что годы, проведенные в музыкальной школе, прошли даром.
Многие родители переживают, что ребенок будет слишком загружен при обучении в ДШИ. Это неизбежно. Но ведь это не плохо. Ребенок будет занят обучением и не будет без толку слоняться в сомнительной компании. У него будет развит музыкальный вкус. Музыка, рисование и танцы развивают самодисциплину, и при правильном планировании времени малыш будет успевать делать уроки, заниматься музыкой и гулять с друзьями. На первоначальном этапе многое зависит от родителей. Детям свойственно лениться, и задача родителей приобщать ребенка к музыке и не пускать все на самотек. Стоит отметить, что не все дети младшего возраста знают, чем они хотят заниматься. Родители должны убедить малыша, что обучение музыке и другое дополнительное образование - это престижно и классно. К тому же он будет уметь то, что не умеют его дворовые друзья, которые бесцельно слоняются по улице и не знают, чем себя занять, а он познает тонкости искусства.
Обучение в школе искусств развивает коммуникативность и эстетический вкус, расширяет кругозор. А что касается музыкального слуха, то у одних детей он есть с рождения, а другим его нужно развивать.
Слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности. Музыкальный урок со своими игровыми элементами, художественными переживаниями, являющийся некоторым противовесом изучению научных дисциплин, выполняет функцию разрядки, способствуя тем самым освоению познавательного материала других предметов.
Я б в дизайнеры пошел. Пусть меня научат
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка.
Занятия декоративно-прикладным творчеством развивают креативное мышление, художественные способности и навыки работы с различными материалами, формируют духовно богатую личность и воспитывают у ребенка вкус, чувство меры и цвета. Процесс творчества позволяет детям активно познавать окружающий мир, формирует их мироощущение и мировоззрение. Поэтому важно направить их познавательную энергию в правильное русло. Дополнительное образование необходимо ребенку.