Мониторинговая группа «Че-стная цена» подвела предварительные итоги проверки готовности федеральных и региональных торговых сетей к реализации закона о торговле. Возглавила работу руководитель федеральной мониторинговой группы, глава комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина ЯРОВАЯ. По ее словам, главная цель прошедших проверок - обеспечить доступ россиян к качественной продукции отечественного производителя в большом ассортименте и по приемлемой цене.
От Калужской области в мероприятии приняла участие руководитель региональной мониторинговой группы, депутат Законодательного Собрания фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Елена ЛОШАКОВА.
По итогам форума мы попросили ее поделиться впечатлениями и рассказать о том, услышаны ли регионы на федеральном уровне.
- Впечатления по итогам работы самые положительные, - говорит Елена Лошакова. - Мы не скрывали своей радости, когда узнали, что депутаты Государственной Думы внесли в закон об основах государственного регулирования торговой деятельности столь долгожданные и крайне необходимые изменения. А когда нас привлекли к мониторингу исполнения закона, стало понятно, что за решение проблемы взялись основательно.
- Елена Георгиевна, вы провели мониторинг исполнения закона в нашем регионе. Каковы итоги? Что вы озвучили в Москве?
- В Калужской области 5 федеральных торговых сетей. Мы провели среди них опрос, по результатам которого выяснилось, что надбавка на поставляемую продукцию составляет 19-20%. А по данным товаропроизводителей надбавка может достигать и 50%. Посчитать потери производителей от «различных вознаграждений сетей» не трудно. А сколько малых предприятий и КФХ закрылись только потому, что не смогли попасть на полки сетевых магазинов, хотя их продукция была востребована!
Но с принятием закона ситуация постепенно меняется.
В рамках мониторинга мы ознакомились с официальными интернет-сайтами торговых сетей. Типовые договоры с учетом новых требований законодательства уже размещены на них. Но при этом в федеральных сетях пока продолжают действовать существующие договоры поставки. По новым условиям соглашения будут заключаться лишь в ноябре-декабре 2016 года.
- У вас есть уверенность, что в конце года у производителей будут на руках новые договоры?
- Скажу так, у нас есть опасения, что какие-то договоры будут заключаться задним числом, на ранее действовавших условиях. Эти опасения не беспочвенны. Мы выявили конкретный пример, когда нескольким региональным товаропроизводителям поступило от одной из торговых сетей предложение заключить дополнительное соглашение на продление договора поставки на год с датой от 1 июля 2016 года.
- А какие еще уловки могут пойти в ход?
- Мы прогнозируем также более активное, чем сейчас, создание торговыми сетями своих торговых марок. Они, по нашему мнению, будут заставлять поставщиков использовать эти бренды на тех условиях, которые выгодны им.
- Какие предложения вы озвучили в Москве?
- На законодательном уровне следует предоставить право субъектам устанавливать для торговых сетей норму приобретения продовольственных товаров у региональных и местных товаропроизводителей с небольшим сроком годности (натуральная продукция) - в размере не менее 50 % от общего объема поставляемых продовольственных товаров.
Помимо этого мы предлагаем законодательно урегулировать вопрос об объемах размещения федеральными торговыми сетями продукции собственных торговых марок.
И, наконец, жизненно важная для регионов инициатива - сделать законодательную привязку конкретного торгового объекта к той территории, где он осуществляет свою деятельность. Пока что большая часть налогов из субъектов в этой части утекает к месту регистрации «сетевика». Это несправедливо.
- Эти предложения будут услышаны?
- Если в этом еще были сомнения, то сейчас они рассеиваются. Организаторы совещания однозначно говорят, что итогом мониторинга могут стать новые изменения законодательства - на основе выявленных фактов будут сформулированы предложения, которые войдут в доклад президенту РФ.
Подготовила Марина Климова.