Инициатива Законодательного Собрания области о взимании платы с большегрузов за проезд по региональным дорогам поддерживается другими субъектами Федерации.
В своеобразном рейтинге наших главных бед дороги, а вернее, их состояние давно и прочно занимают одно из ведущих мест. Действительно, нашим дорогам в абсолютной своей массе далеко до европейских автобанов. Большая «заслуга» в этом принадлежит большегрузному транспорту.

Это утверждение легко подтверждается официальной статистикой. Один проезд грузовика весом 12 тонн оказывает на асфальтовое покрытие такой же эффект, как четыре тысячи проездов легкового автомобиля! При этом, наверное, ни для кого не секрет, что зачастую фуры загружаются под завязку, перевозя в реальности груза куда больше 12 тонн. Очевидно, что при таком раскладе дороги очень быстро приходят в негодность.
Федеральное правительство попыталось разорвать этот порочный круг. Была введена система сборов за проезд 12-тонников по федеральным трассам. Логика правительства проста и в принципе справедлива: коли большие автомобили разрушают дороги, то они и должны компенсировать расходы на их ремонт. Дальнобойщики, естественно, восприняли это в штыки, но сейчас эмоции, вроде бы, спали.
Однако, принимая решение о вводе «Платона», никто почему-то не задался вопросом: а что теперь будет с региональными дорогами? Ведь с самого начала было понятно, что большегрузы начнут искать объездные пути, чтобы не платить, и будут использовать для этого региональные дороги. А они, замечу, изначально были спроектированы на меньшие нагрузки, и с потоком больше-грузов им просто элементарно не справиться.
Еще в 2013 году в Законодательном Собрании области была создана рабочая группа, подготовившая законодательную инициативу о необходимости взимания с перевозчиков платы в счет возмещения вреда наносимых региональным дорогам. Об этом неоднократно говорил губернатор Анатолий Артамонов, поднимая этот вопрос на различных уровнях. В июне прошлого года областной парламент подготовил еще одну законодательную инициативу, предлагая внести поправки в Бюджетный кодекс РФ. К сожалению, недавно она также была отклонена Государственной Думой.
Честно говоря, я не знаю причин, которыми руководствовались депутаты Госдумы, отклоняя инициативы своих калужских коллег. Очевидно лишь то, что эту проблему так или иначе все равно надо будет решать. Иначе мы рискуем угробить областную и муниципальную дорожную сеть.
На прошедших в конце июня Днях Калужской области в Совете Федерации Председатель Законодательного Собрания Николай Любимов в своем выступлении перед сенаторами вновь поднял данную проблему.
Он, в частности, сказал: «Мы предложили взимать плату в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузами и по дорогам областного или местного значения. Данная мера позволила бы обеспечить дополнительные финансовые поступления в дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды».
Необходимо отметить, что позиция Калужской области находит поддержку у других регионов. К примеру, буквально на днях председатель Законодательного Собрания Ленин-градской области Сергей Бебенин в интервью «Парламент-ской газете» полностью поддержал инициативу своих калужских коллег, назвав ее совершенно правильной и актуальной. Могу предположить, что такую же точку зрения вы-скажут и другие экономически развитые регионы. В этом плане оптимизма добавляет тот факт, что в новой Госдуме половина депутатов будет представлять регионы. Думаю, что, не понаслышке зная, какую серьезную проблему для их регионов представляет ситуация с большегрузами, они примут адекватное и справедливое решение.
Анри АМБАРЦУМЯН.