На последнем заседании сессии Законодательного Собрания области в правительственном часе депутаты обсудили
информацию министра образования и науки Александра Аникеева о работе по патриотическому воспитанию учащихся.
Эта тема во все времена была главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна - самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.
Она актуальна и сегодня, а учитывая напряженную обстановку в мире, о ней нельзя забывать. Калужские парламентарии намерены возвращаться к вопросу патриотического воспитания молодежи в течение года. Калужский опыт патриотического воспитания молодежи интересен и разносторонен - он закреплен в региональном законе. Также на уровне региона введены почетные звания «Населенный пункт воинской доблести» и «Рубеж воинской доблести», есть официальный праздник освобождения Калужской области от немецко-фашистских захватчиков, акции по сохранению героической памяти о событиях Великой Отечественной войны.
Но тема эта является составной частью общего воспитательного процесса. Вот что по этому поводу думает директор школы №2 депутат Городской Думы «Город Спас-Деменск» Светлана Васильевна Васютина:
- Патриотизм - это чувство, присущее каждому разумному человеку, это нравственная категория, которая проявляется в поведении людей. Россия является страной, где любовь к Родине на первом месте, а предательство - страшное преступление.
Многовековая история нашего многонационального государства свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание долга и уважения к закону. В России с древнейших времен патриотизм является одним из главных приоритетов. Вспомним русский былинный эпос, сказания, произведения литературы. Это наша традиция.
Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям.
Народ, родители, природа, родственники, Родина - не случайно однокоренные слова. Но патриотизм формируется не только в школе, большую роль играет здесь семья, а также другие социальные институты - учреждения культуры, здравоохранения, средства массовой информации и т. д.
Детям нужно не столько «насаждать», «вдабливать» патриотизм, а показывать на своих собственных примерах. Ведь что такое патриотизм? Это любовь, любовь к своей Малой и Большой Родине, это уважение к ветеранам и истории своей страны, это помощь и милосердие по отношению к детям и пожилым людям. Это не только красивые слова, но главное - реальные дела. Патриотизм - это не слова, не партийная установка, это чувства, энергия. Меньше теории, больше героев, людей, которые живут среди нас, творили и творят историю.
Современные дети другие. И подходы к воспитанию должны быть иными. Нужно воспитывать себя, и на собственных примерах, на примерах, понятных им, будут возрождаться и воспитываться патриотические чувства. Отдельного предмета или урока патриотического воспитания нет и быть не может. Патриотизм в школе - это необходимый элемент, с которым ребенок осознанно или неосознанно встречается на каждом предмете. Это сотрудничество с семьей, ведь здесь закладываются основы формирования картины мира.
Да, все закладывается в семье, именно родители направляют ребенка, дают ему первые жизненные ориентиры. А Школа вместе с мамой и папой помогают детям стать настоящим гражданином, человеком, любящим свою семью, свою страну, людей, которые его окружают, место, где он родился и живет.
Задача Школы - научить любить свою страну всегда, и в период испытаний переживать трудности вместе, не бежать туда, где «слаще кусок», а самое главное - беззаветно верить в нее. Баллами ЕГЭ патриотизм не измерить.
От нас, взрослых, зависит, какими будут следующие поколения детей. Будет ли он, ребенок, добрым, отзывчивым или будет злым и завистливым. Будет ли он лояльным к другим людям или станет расистом. Будет ли он любить и уважать свою Родину или останется к ней равнодушным. Именно нам, взрослым, по силам воспитать личность, патриота и гражданина. Это трудно, но возможно. Не только возможно, а необходимо.
Останется ли в нас, в нашем русском народе наша русская душа, зависит от нас. Так и будущее нашей страны, которое будет в руках наших детей.
Валентина Дмитриева.