Железная дорога - великая транспортная артерия, соединяющая воедино города страны.
Каждый год в России в первое воскресенье августа принято отмечать день, посвященный работникам железной дороги - праздник, история которого уходит во времена Императорской России. В 1896 году при правлении Николая 1 праздник был учрежден и приурочен ко дню рождения императора. Именно Николаю 1 принадлежит первое строительство железных путей сообщения в России.
От величественного Санкт-Петербурга через бескрайние просторы русских земель протянулись железнодорожные ветки, положив начало новой эпохе торгово-экономических отношений. Исторически сложилось так, что в 1899 году железнодорожная станция была открыта и в Спас-Деменске. В те времена она являлась одной из крупнейших по отгрузке пеньки и рогожи, льняного и конопляного масел, зерна, кожи и прочих товаров, имеющих ценность для регионов императорской России.
Железнодорожная станция в нашем городе функционирует и по сей день. Конечно же, сегодня в эпоху компьютерной модернизации работа станции осуществляется иначе, чем несколько десятилетий назад. Однако, несмотря на нововведения, все сотрудники железной дороги несут огромнейшую ответственность за сохранение безопасности пассажиров и грузов железнодорожного транспорта.
Сегодня станция Спас-Деменск относится к Смоленскому отделению Московской железной дороги. Штат сотрудников железнодорожного узла имеет пять подразделений. Каждый отдел выполняет соответствующие обязанности и операции, обеспечивающие работу станции и железнодорожного пути.
Так, сотрудники структурного подразделения ПЧ (дистанция пути) осуществляют надзор за исправным состоянием технических средств, производят ремонт пути, погрузку грузов и т. п. Работники дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ) выполняют роль регулировщиков движения поездов. Работа данного подразделения является одной из самых ответственных, ведь именно работники ШЧ отвечают за правильность функционирования всех элементов железной дороги: светофоров, стрелочных переводов, электрических схем.
Успешно выполняет свои обязанности структурное подразделение НГЧ - дистанция гражданских сооружений, отвечающая за сохранность и обслуживание объектов, находящихся на балансе железной дороги, то есть вокзала, жилого фонда и т. д. ЭЧ - дистанция электроснабжения, осуществляет через свои сети и подстанции электроснабжение всей железной дороги. Работники ДЦС - регионального центра связи, занимаются осуществлением безопасного движения, документацией, охраной труда, инструктажами. За работой станционников следит начальник станции - Ольга Александровна Костикина.
И сегодня работа железнодорожного узла представляет собой сложный механизм. Каждое структурное подразделение имеет свою ценность в этом непростом деле. В профессии железнодорожника существует масса нюансов, за которыми кроются ответственность и опыт, ведь каждая упущенная мелочь может обернуться ценой жизни пассажиров. Коллектив работников узла - это крепкая, слаженная система, в которой труд каждого неоспоримо важен. С праздником, уважаемые железнодорожники. Наша безопасность - ваша заслуга!
…Но среди множества специальностей в профессии железнодорожника есть такие, которые остаются одними из тяжелейших и ответственных. Сегодня среди действующих работников станции Спас-Деменск отсутствует особое подразделение - работники локомотивного депо. Однако, в Спас-Деменске остались люди, посвятившие целую жизнь этому делу.
С одним из них мы встретились. Это Иван Николаевич Куприков, в прошлом машинист депо Спас-Деменск. Но мы не будем называть его «бывшим», ведь человек, который отдал профессиональному делу всего себя, навсегда останется носителем этого гордого звания.
В 2018 году Иван Николаевич отпраздновал свой девяностолетний юбилей. В далекие послевоенные годы еще совсем юный мальчишка, поступая в железнодорожное училище, не мог и подумать, что железная дорога станет его жизненным путеводителем.
Отработав три года помощником машиниста депо Фаянсовая, Иван Николаевич решает закончить трехгодичную школу машинистов. В силу своего упорства и стремления он при выпуске получает оценку «отлично». С этого момента перед ним могли открыться многие перспективы. Однако, имея возможность устроиться в любое депо на Московско-Киевской железной дороге, судьба заносит Ивана Николаевича в Калужскую глубинку. С 1954 года Куприков становится машинистом депо Спас-Деменск на маршрутах Спас-Деменск-Сухиничи-Смоленск.
Многие считают, что машинист локомотива - романтическая профессия, однако, его работа сопричастна с огромным количеством трудностей и с большой ответственностью. Первые годы работы дались Куприкову не просто. Рабочие сутки машиниста, помощника, кочегара делились на работу и отдых, однако, как утверждает Иван Николаевич, всегда надо было быть начеку - вызывальщица могла вызвать в поездку в любую минуту. На сегодняшний день профессия вызывальщицы потеряла свою актуальность.
Иван Николаевич водил грузовые составы. Современные локомотивы далеко не паровоз, процесс управления компьютеризирован, в кабине как в лайнере, а в 50-60 годах управление паровозом было задачей не из легких. Даже представить тяжело, как три человека могли справиться с машиной весом под 200 тонн. Резкий запах мазута, тонны угля, который надо подбрасывать в топку, сквозняк в кабине…, наверное, чтобы отдаться профессии машиниста, нужно было её по - настоящему любить.
С течением лет жизнь, да и работа становились комфортней. В своем роде железная дорога стала центром формирования инфраструктуры в Спас-Деменске. Были открыты железнодорожная школа, поликлиника, клуб, детский сад, а для железнодорожников построен целый жилой микрорайон. Куприков как машинист тоже получил собственное жилье, куда и переехал со своей супругой.
Вспоминая прошлые года, он уверяет: машинист - это человек, уверенный в себе, обладающий быстрой реакцией, острым слухом, хорошим зрением. Машинист - это человек, способный бороться со страхами, недомоганиями и неожиданными сюрпризами, которые так часто случаются во время движения поезда. Иван Николаевич по праву настоящий машинист. Он никогда не позволял сказать лишнего, в своем деле был практичен и добросовестен. У него всегда была своя позиция, которую он хранит по сей день. Куприков слыл замечательным спортсменом, не признавал алкоголь и курение, любил и ценил работу, следовал зову своего сердца.
Иван Николаевич, поздравляем вас с Днем железнодорожника! Долгих лет жизни, крепкого здоровья вам и вашей семье.
Анастасия Рякова.
Фото из архива редакции.