gNLK9ePpGR0

Каждый из нас пользуется услугами железнодорожного транспорта, а многие предпочитают поезд другим видам передвижения. Железная дорога была и остается главной транспортной артерией нашей страны. Современные площадки и рабочие кабинеты, квалифицированный труд специалистов, грамотная организация труда и его безопасность - все это достигнуто благодаря безупречной работе нескольких поколений железнодорожников. В первое воскресенье августа они будут принимать поздравления. Многих тружеников профессиональный праздник настигнет в пути, другая их часть в торжественные минуты будет следить за безопасным движением поездов.

 

 Станция Спас-Деменск сдана в эксплуатацию в 1899 году.
До постройки железной дороги здесь основным видом транспорта и доставки товаров был гужевой (лошади). О прокладке железной дороги ходатайствовали купцы, торговавшие растительным маслом (льняное, конопляное), зерном, пенькой.
Деятельность станции была многогранна, но основное ее предназначение - организация движения поездов. Со станции отправляли пассажиров и различные грузы: рогожу и лесоматериалы, привозили хлеб и мочало.

 Станция начинала работать при ручном управлении стрелками, обеспечивала прием-отправку около 50 поездов в сутки. Когда-то работали пункт коммерческого осмотра поездов, паровозное (локомотивное) депо, товарная контора, багажное отделение, были кондукторский резерв и свой маневровый локомотив. Все это обеспечивал коллектив численностью 100 человек, а в период существования балластного карьера - до 200.

Одновременно со строительством железнодорожного участка при службе пути создали подразделение ПЗ (путевые здания). Эта служба отвечала за состояние вокзалов, путевых зданий (казарм). Позднее служба была переименована в прорабский пункт НГЧ-24 (дистанции гражданских сооружений), ведь объем перевозок возрастал, а на станциях стали возводить жилье. Производился текущий ремонт зданий, плановый капитальный ремонт, велось строительство посадочных платформ, котельных и других станционных зданий. На обслуживании были две котельные, 15 тыс. кв. м жилого фонда, баня.

 В 30-е годы образован пункт технического осмотра вагонов (ПТО). Появились новые работники: поездные вагонные мастера, осмотрщики вагонов. В ПТО работали семьями - Лютовы, Буравлевы, Макаровы, Прялкины, Морозовы, Соколовы, Хучкины и другие. Продолжительное время ПТО возглавлял В.Т. Буршин - высококлассный специалист.

 Важную роль сыграла железная дорога в годы Великой Отечественной войны. Машинисты депо Спас-Деменск под огнем противника доставляли грузы и живую силу к линии фронта. Многие получили ранения, были и погибшие.

 После войны была построена котельная центрального отопления, оборудованы подсобные цеха, внедрены приспособления для облегчения трудоемких процессов.

 В 1946 году начала свою деятельность железнодорожная строительная организация, которая просуществовала 51 год. Сначала она именовалась «Стройучасток №2», позднее - СМП-106 (строительно-монтажный поезд) В ее штате числились 150 строителей. Они обслуживали участки железной дороги до Вязьмы и Брянска.

 В начале 50-х годов под руководством П.И. Шкадова была введена в эксплуатацию электростанция мощностью более 1000 кВт/ч. Вырабатываемой электроэнергии хватало и на освещение половины города.

 До 1963 года в г. Спас-Деменске базировался восстановительный поезд с тракторами, танком-тягачом, вагонами, краном на 18,5 т, собственной электростанцией.

До 1967 года дистанция пути с численностью рабочих до 500 человек находилась в Спас-Деменске. В те годы практически все работы по оздоровлению пути выполнялись вручную, снег вывозили на лошадях, высокопроизводительные путевые машины в те годы только создавались.

 Как выглядела станция в первоначальном варианте, неизвестно. Неизменным осталось здание вокзала - в следующем году здание отметит 125-летие со дня открытия.

В середине 90-х годов жилье, котельные передали на обслуживание городу, а в конце 90-х прорабский пункт объединили с железнодорожным участком «Водоканал».

 У всех спасдеменцев на слуху династии машинистов Луневых, Леоничевых, Пивоваровых, Негорюевых, Маловичко и др.

Знаете ли вы, что...
 
• Станции Спас-Деменск в этом году исполняется 124 года.  Это был один из важнейших на то время в Калужской губернии пунктов по отгрузке пеньки и рогожи. В окрестностях Спас-Деменска располагалось восемь рогожных фабрик, которые при 500 рабочих изготавливали свыше одного миллиона рогож на сумму свыше 100000 рублей. Также отгружались в значительных количествах льняное и конопляное масло в бочках, зерно, веревочные материалы, кожи, прочие товары, имевшие спрос в других регионах Российской империи и за ее пределами.
 
• В годы Первой мировой войны Спас-Деменск оказался в центре беженского потока. Тогда в здании вокзала было открыто «Особое Бюро», занимавшееся оформлением проездных документов и регистрацией беженцев, а также врачебно-продовольственный пункт.
 
• В годы Великой Отечественной войны в районе Спас-Деменска шли ожесточенные бои. Город был почти полностью разрушен, но здание железнодорожного вокзала и часть станционных построек уцелели. Рядом со зданием вокзала сохранилась водонапорная башня.
В 1943-1944 годах на Московско-Киевской дороге, на станциях Ельня, Спас-Деменск, Сухиничи, Фаянсовая, Брянск, Карачев, Думиничи проводилась выгрузка до 50 воинских эшелонов в сутки (3000 вагонов). В локомотивном депо станции Спас-Деменск ударными темпами проводился восстановительный ремонт подвижного состава.
 
• После войны было отремонтировано железнодорожное полотно, служебные и технические постройки. Возобновлено регулярное пассажирское сообщение с Калугой, Ельней и Фаянсовой.
 
• В 1950-1960-е годы тяговой единицей Спас-Деменского депо служил паровоз П-36, который работал и с пригородными поездами. Оборотное депо ТЧ-48 было  закрыто в девяностых годах, часть подвижного состава передана в другие подразделения дороги.