В поисках новых грибных мест мы свернули с грунтовки на едва видимую полевую дорогу, петлявшую среди некошеной травы. Ехали довольно долго, пока внук не воскликнул: «Смотрите, какие яблоки!». И действительно, по правую сторону от дороги стояли несколько яблонь, ветви которых гнулись от прекрасных спелых плодов. Мы вышли из машины, перед нами была заброшенная крестьянская усадьба. В траве виднелись едва различимые развалины дома и надворных построек. Над ними буйно цвел золотой шар. Когда-то заботливо посаженные руками человека цветы росли теперь без его ухода и внимания, как придётся, перемежаясь с зарослями кипрея и крапивы, которая стояла стеной в рост человека. Судя по группам фруктовых деревьев, что виднелись там и тут вокруг усадьбы, мы находились в исчезнувшей деревне. Здесь когда-то жили люди, работали, строили планы на будущее, а сейчас ни одной живой души, ни одного целого строения, одни развалины. Не было ни войны, ни пожаров, деревня стерта временем.

 1.psd

 


Сколько таких исчезнувших деревень на территории Спас-Деменского района, какие названия они носили, чем занимались жители этих деревень, кого любили, кто их любил? Тихо и незаметно уходят они из нашей памяти. Но память можно и нужно восстановить. Люди, небезразличные к судьбе своей малой родины, понимают, что прошлое надо помнить, ценить, уважать хотя бы для того, чтобы было будущее.
Тема «Исчезнувшие деревни России» звучит уже несколько лет, в декабре 2015 года с ней обратился к жителям и глава районной администрации В. А. Бузанов. Люди пишут воспоминания, общаются на форумах в Интернете, наиболее инициативные встречаются на местах, где были их деревни, и устанавливают памятные знаки. Так поступили, например, бывшие жители деревни Слузна, которые каждый год на престольный праздник - Успенье Пресвятой Богородицы - приезжают в родные места, приводят в порядок кладбище, поминают усопших. На околице деревни они создали, можно сказать, мемориал: крест, импровизированную часовенку с иконами, указатель с названием деревни и табличкой с фамилиями проживавших здесь семей (на снимках).
И это правильно! Ведь человек о месте, где он родился, провёл свое детство, ходил в школу, всегда помнит. Это и есть малая родина. А любовь к малой Родине, месту, где ты родился и рос, является основой любви к Отечеству. Любовь к Отчизне, ее истории и культуре, дань памяти делам и подвигам предков - это и есть патриотизм.
Можно изучать причины исчезновения деревень, гадать о том, возродятся ли они в будущем, но если сейчас, в настоящем, мы не сохраним память о них, ни о каком возрождении речи уже не пойдет.
Во многих регионах разрабатываются проекты памятников исчезнувшим деревням, открываются музеи, создаются книги памяти. Создать книгу памяти - значит не только увековечить название деревни, но и воссоздать ее историю. Ежегодно школьники выступают с исследовательскими работами на Юдинских чтениях и чтениях Чижевского. Почему бы кому-то из них не исследовать историю одной из исчезнувших деревень? Почему бы не объявить районный конкурс таких исследовательских работ не только для школьников, но и для взрослых? Наша районная библиотека могла бы систематизировать этот исследовательский материал. Глядишь, вот так бы всем миром мы бы создали книгу памяти исчезнувшим деревням Спас-Деменского района.
Районный отдел культуры совместно с отделом образования мог бы объявить конкурс проектов памятника исчезнувшим деревням в любой технике: рисунок, макет, вышивка, лепка, аппликация и т.д. Возможностей много. Надо только их использовать.
Давайте создадим сайт, где бывшие жители исчезнувших деревень смогут рассказать о них своим потомкам. Их рассказы помогут в создании книги памяти.
Вот как много мыслей пронеслось в моей голове, пока стояла перед зарослями крапивы возле покинутой усадьбы. Мы все же проделали тропинку в крапиве и набрали чудесных яблок. Эти яблоки - добрая память о вырастивших их людях.
Лариса НИКИТИНА.