5

18 марта 1943 года в 11 часов дня начался тяжелый бой по освобождению деревни Большая Каменка Спас-Деменского района. В сражении в составе 718 стрелкового полка 139 стрелковой дивизии участвовал и мой дедушка по маме Иван Георгиевич Шамбер, которому было всего 18 лет… Кстати, этот полк понес самые большие потери. Убитыми и ранеными он не досчитался 974 человека.
Мой дедушка И. Г. Шамбер родился в 1924 году в обычной крестьянской семье в селе Меленск, где жили его предки как минимум с первой половины XVIII века. Ныне село входит в Стародубский район Брянской области. Тогда, после Первой мировой и Гражданской войн, никто не предполагал, что самые тяжелые испытания впереди. Да и могли ли представить отец моего дедушки (мой прадед) Георгий Афанасьевич, которому довелось воевать в Первую мировую войну, и дедушка моего дедушки (мой прапрадед) Афанасий Карпович, сражавшийся в Русско-японскую войну, что их сыну и внуку придется брать в руки оружие и идти защищать Родину?! Все строили мирную жизнь, полную надежд и планов…


Успешно окончив семилетку, Иван Шамбер продолжил образование в городе Бежица (ныне это район Брянска) на фабрично-заводском обучении (ФЗО), которое окончил как раз накануне войны, в мае 1941 года. Ему и другим ребятам дали направление на работу в Тулу. Здесь мой дедушка трудился на военном заводе машинистом-толкателем.
Громом среди ясного летнего неба прозвучала весть о начавшейся войне. Впрочем, все надеялись, а молодежь особенно, что враг будет быстро разбит. Но через несколько месяцев фашисты оказались у стен Тулы, которую сжали в полукольцо, стремясь окружить полностью. Чтобы спасти военные заводы, их эвакуировали далеко в тыл. Вместе со своим заводом мой дедушка оказался в далеком Новосибирске. Стал наладчиком. Трудились по 12-14 и более часов в сутки, делая необходимые для фронта снаряды.
Дедушка мог получить бронь и дальше трудиться в тылу. Но воспитанный в лучших патриотических традициях, во второй половине 1942 года отправился на фронт. Его родители и другие родственники находились на оккупированной врагом территории, потому он стремился как можно быстрее освободить родное село, чтобы узнать их судьбу. Из Новосибирска новобранца отправили под город Ржев, где и начался его боевой путь в составе 718-го стрелкового полка 139-й стрелковой дивизии.
О характере боев, в которых довелось участвовать И. Г. Шамберу, красноречиво говорят документы. Ожесточенные сражения происходили за каждый клочок земли. Порой они выливались в рукопашные схватки с применением ножей. Воинская часть, в составе которой сражался мой дедушка, была направлена в Спас-Деменский район Калужской области, где фашисты сосредоточили отборные силы, а их укрепления были особенно мощными. Боевая задача была поставлена на 18 марта 1943 года.
«718 с.п. приказ на атаку получил в 8.00-8.30, 18.3.1943 года, - написано в журнале боевых действий 139-й дивизии, фотокопия которого размещена на сайте проекта «Память народа». - Атака назначалась на 11.00. Таким образом, на проведение рекогносцировки, принятие предварительного решения и отдачу приказа командирам подразделений оставалось 2 ч. 30 мин. Как видно из этого, времени было недостаточно. Исходное положение для наступления полк занял на юго-западной опушке рощи 800 м вост. Мал. Каменка». Кроме того, как следует из указанного документа, рекогносцировка местности была проведена без участия представителей танковой бригады, что явно нарушало согласованность действий различных воинских подразделений.
Но, как известно, приказы не обсуждают, а выполняют. В бой наши войска пошли в отведенное время. И сразу же попали под яростный огонь противника. Гитлеровцы встретили наступающие войска плотным пулеметно-автоматным огнем и минометными снарядами. Пуля пробила солдату предплечье в сплетение нервов и вылетела возле позвоночника. В порыве боя он не ощутил тяжести ранения. Его путь вперед остановили осколки мины, разорвавшейся буквально рядом. Они усеяли весь бок. Истекая кровью, боец потерял сознание… Очнулся он только в госпитале. Дальше был долгий путь к выздоровлению, которое, к сожалению, так и не стало окончательным. Кисть правой руки сжалась в кулак и уже не работала. Но, нанеся физические увечья, война укрепила и без того высокий моральный дух молодого человека, сумевшего достойно перенести все тяготы военного и послевоенного лихолетья. За этот бой он был награжден медалью «За Отвагу».
Сразу же после возвращения в родное село в 1944 году начал работать животноводом. Отгремели последние залпы, и мирная жизнь потихоньку залечивала рубцы, нанесенные войной. Чтобы оставшиеся инвалидами бывшие солдаты могли принести максимальную пользу Родине, для них дополнительно создавались учебные заведения. Так мой дедушка стал агрономом. Трудился в родном совхозе «Берновичский». Сначала был агрономом, потом - управляющим, с 1971 года и до пенсии – главным агрономом.
Ивана Георгиевича Шамбера не стало 5 февраля 2011 года. Память о нем жива в его добрых делах, в сердцах и душах всех людей, кому посчастливилось знать этого мудрого, справедливого человека с добрым сердцем.
«Хотелось бы, чтобы больше не было очагов войны нигде, чтобы было чистое небо, чтобы всему человечеству жилось свободно и вольготно. Хотелось, чтобы дети наши учитывали, как пришлось жить старшим поколениям, поэтому учились хорошо, приобретали профессии нужные и жили хорошей, достойной жизнью», - эти слова моего дедушки, сказанные им за несколько месяцев до смерти и записанные в видеоролике в рамках проекта «Живая история», звучат напутствием для нынешних поколений.
Юрий Рухлядко, внук солдата.