Рассказывая об освобождении Спас-Деменска, мы часто вспоминаем пехотинцев, танкистов, артиллеристов. Но война велась не только на земле, а и в небе. Огромный вклад в освобождение спас-деменского края внесли «воздушные рабочие войны»: истребители, штурмовики, бомбардировщики. Сегодня  мы  расскажем о  двух героях спас-деменского неба.

Случай, занесенный
в Книгу рекордов Гиннесса

Из дополнения к боевому донесению 10-го гвардейского дальнебомбардировочного полка: «.....25 января 1942 не вернулся с боевого задания экипаж Н. Жугана».
11 февраля летчик явился в часть и сообщил, что на маршруте к цели в районе Спас-Деменска были обстреляны мощным огнем с земли. Был поврежден левый мотор. В этот момент был атакован двумя «Мессершмиттами», которые после нескольких атак окончательно вывели двигатель из строя.
Самолет начал терять управление, тогда командир дал команду покинуть машину. Он не знал, что оба стрелка убиты, и самолет покинул только штурман Иван Чиссов. После этого пилот также выпрыгнул из гибнущего самолета. Один из «мессеров» с пикирования обстрелял его. Приземлившись, Жуган увидел приближающихся красноармейцев на лыжах и лошадях. Был доставлен в село Савино Мосальского района, где расположилась 325-я кавалерийская дивизия. С представителем особого отдела дивизии обнаружили обломки самолета и мертвых стрелков. 
В селе Савино встретили начальника особого отдела 2-й гвардейской кавалерийской дивизии, который рассказал, как наблюдали за падением штурмана. По заявлению начальника особого отдела, к Чиссову первым подошел он. Штурман был в сознании и спросил, кто он - немец или русский? Боялся попасть в плен. Выяснилось, что Чиссов, выпрыгнув из самолета, затянул прыжок, потому что «мессеры» пытались расстрелять летчиков в воздухе.
Из наградного листа: «....Тов. Чиссов выпрыгнул с 7000 метров из горящего самолета, потерял в воздухе сознание и падал с нераскратым парашютом».
А вот как рассказывал об этом в своих воспоминаниях Иван Михайлович Чиссов:
- Когда нам врезали по хвостовому оперению и убили стрелка и радиста, самолет начал терять высоту, а затем вдруг перевернулся «животом» кверху… Кислородные шланги были оборваны. Я старался присесть на колени и взяться за педали, чтобы подтянуть свое тело к астролюку. Одна попытка удалась, а вот открыть его никак не удавалось ни пальцами, ни рукой. Тогда ударом кулака правой руки я его разбил. Так в перевернутом состоянии самолета я и вывалился из него. А истребитель тут как тут. Почувствовал ожог в левой ноге. Решил парашют не раскрывать. Когда стал различать землю, это где-то метров 700, дернул за кольцо. Но что это? Кольцо с тросиком в руке, а парашют не раскрылся! Вот тут и пришла мысль - все, конец. Потом уже сообразил, что тросик, соединяющий вытяжное кольцо с затвором парашюта, оказался перебитым.
Упал я на начало склона оврага, густо засыпанного снегом. Парашют подо мной... Затем меня начало переворачивать с головы на ноги. Когда же тело остановилось в своем падении и вращении, я почувствовал, что заливаюсь кровью - она шла через горло, нос и уши. И хотя в голове стоял шум, собачий лай и пение петуха прослушивались хорошо. Я понял, что недалеко населенный пункт. Хотел было протереть лицо от крови, но руки не поднимались. Потом подошли люди с носилками и понесли меня в хату. Там меня раздели, привели в порядок, обложили какими-то грелками. Вечером пришел Жуган, расспросил, и после этого меня отправили в больницу в Мосальск...
Дальше путь летчика лежал в госпиталь. В больнице в Муроме Чисову сделали операцию, лечился целый месяц. Там ему прочитали статью в «Красной звезде» о прыжке с высоты 7 тысяч метров. После выздоровления остался в строю, преподавал штурманское дело в авиаучилище в Ворошиловграде.
8 августа 1943 года капитану Чиссову вручили орден Красного Знамени, а его рекорд падения был внесен в Книгу рекордов Гиннесса.