В последнее время различные виды дистанционного мошенничества, совершаемые с использованием мобильной связи и сети Интернет, превратились в основной способ выманивания денег у граждан России. По данным правоохранительных органов, ежемесячно жертвами кибераферистов становятся и жители Спас-Деменского района. Сумма ущерба варьирует от 20 тысяч рублей до нескольких миллионов.
Какие схемы чаще всего используют мошенники? Кто такие дропперы и как уберечь себя от обмана? Попытаемся разобраться.
Используемые мошенниками схемы сегодня расширяются за счет современных технологий. Аферисты используют в корыстных целях информацию, которую человек сам публикует о себе в открытых интернет-источниках, и применяют многоходовой сценарий обмана, где могут фигурировать лжепредставители различных ведомств, государственных организаций и компаний, что придает реалистичности действиям мошенников. Основная особенность этих преступлений состоит в том, что личного контакта преступника с потерпевшими не происходит, их могут разделять тысячи километров. Общение осуществляется как правило по телефону, в различных мессенджерах.
Среди мошеннических преступных схем можно выделить три, которые используются наиболее часто. Во-первых - обещание быстрого заработка. Злоумышленники часто вовлекают в свою "деятельность" других людей, делая их дропперами (подставными лицами). Дроппер - это человек, на карту которого жертвы мошенников переводят средства. Все, что нужно сделать человеку, - получить на свою карту деньги и отправить их далее по цепочке либо снять их в банкомате и передать преступнику. За участие в финансовой афере посреднику обещают вознаграждение. Таким способом злоумышленники заметают следы - ведь деньги от жертв поступают на карту промежуточного лица. Выяснить, кто являлся организатором дела, почти невозможно, а подставным лицом становится завербованный дроппер, которого вовлекли в незаконную деятельность. Именно его жертва и считает преступником и сообщает о случившемся в банк, пишет заявление в полицию, и правоохранительные органы, расследуя факт хищения денег, в первую очередь выходят на дропперов. В результате человек может быть привлечен к уголовной ответственности, а по решению суда с него может быть взыскана вся сумма денег, которую ему перевел пострадавший.
Во-вторых - создание поддельных аккаунтов в мессенджерах. Преступники копируют с помощью искусственного интеллекта голос и видеоизображение человека (часто это начальник или родственник). Затем по аудио- или видеозвонку просят срочно перечислить деньги. Если вы получили голосовое сообщение от своего знакомого с неожиданной просьбой, лучше перезвоните ему и уточните информацию.
И третий, так скажем, по популярности вид мошенничества - это звонки от представителей различных ведомств, государственных организаций и компаний. Например, от операторов сотовой связи: закончился срок действия договора, истек срок действия СИМ-карты и прочее. Звонки из банка с сообщением о попытке оформления кредита или списания денежных средств. Сообщения от Пенсионного фонда о найденном стаже и пересчете пенсии или от правоохранительных органов о том, что родственники (знакомые) попали в дорожно-транспортное происшествие или совершили преступление. В том числе обвинения в госизмене, финансировании ВС Украины и так далее. Используя различные уловки, мошенники заставляют людей отдать деньги или раскрыть конфиденциальную информацию, стремятся получить секретные данные вашей карты - трехзначный код с обратной стороны, коды подтверждения из СМС, логины и пароли от интернет-банков и портала "Госуслуги".
Важно понимать, что по ту сторону телефона с нами говорят не просто преступники, а настоящие психологи, чья сила убеждения отточена в разговорах с большим числом людей. Мошенники стремятся теми или иными способами надавить на жертву - торопят, запутывают, угрожают возможными последствиями. В такой ситуации важно сохранять спокойствие. Даже если вам угрожают потерей всех денег на счетах, не спешите выполнять требования звонящего. Самое верное в такой ситуации - прекратить разговор и, если остались какие-либо сомнения, обратиться к сотрудникам банка лично.
Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо знать следующее:
- сотрудники любого банка никогда не просят сообщить данные вашей карты (номер карты, срок ее действия, секретный код на оборотной стороне карты), так как у них уже имеются ваши данные;
- ни при каких обстоятельствах не сообщать данные вашей банковской карты, а также секретный код на оборотной стороне карты третьим лицам;
- помните, что только мошенники спрашивают секретные пароли, которые приходят к вам в СМС сообщении от банка;
- избегайте телефонных разговоров с подозрительными людьми, которые представляются сотрудниками банка, не бойтесь прервать разговор, просто кладите трубку;
- внимательно читайте СМС сообщения, приходящие от банка;
- если вас попросили пройти с банковской картой к банкомату, то это очевидно мошенники. Сотрудники банка никогда не попросят об этом;
- не покупайте в интернет - магазинах товар по явно заниженной стоимости, так как это очевидно мошенники;
- никогда не переводите денежные средства, если об этом вас просит сделать ваш знакомый в социальной сети, возможно, мошенники взломали аккаунт, сначала свяжитесь с этим человеком и узнайте, действительно ли он просит у вас деньги;
- в сети Интернет не переходите по ссылкам на неизвестные сайты;
- действуйте всегда обдуманно и неторопливо, помните, что бесплатный сыр только в мышеловке.
Екатерина НИКИШКИНА.