От города до крестьянско-фермерского хозяйства Людмилы Мартыновой, что расположено в деревне Теплово, рукой подать. Солнечные лучи короной рассыпались  по верхушкам берез. Издали видно, как они расступаются и просека вплетается в поле, покрытое ровной зеленью озимых. Другие поля, вспаханные осенью, ждут своего часа, чтобы принять отборное зерно. Весна в этом году ранняя, скоро начнутся полевые работы.

P1550163

Хозяйство работает с 2014 года. Сначала это были три КФХ с различными направлениями деятельности - молочное и мясное животноводство, растениеводство. Потом Л. А. Мартынова, которая занималась кормозаготовкой, решила создать роботизированную ферму, где были установлены роботы от компании GEA. Сегодня в хозяйстве 300 голов крупного рогатого скота. На посевной площади в 600 га выращивают зерновые культуры и травосмеси для заготовки кормов. Их обычно хватает не только для своего поголовья, но и остаются на продажу.
Справедливости ради следует сказать, бывшие городские жители Мартыновы не сразу постигли секреты агрономии. Начали с улучшения полей, естественных кормовых угодий. Расчищали поля от кустарника, мусора, камней, раскорчевывали пни, подсевали траву, удобряли землю, боролись с сорняками. Постепенно научились грамотно обрабатывать почву, правильно вносить удобрения, сеять, ухаживать за посевами и, наконец, убирать урожай быстро и без потерь.
 
P1550156
 
- Так как у нас нет своих дипломированных специалистов - агронома и зоотехника, мы приглашаем опытных специалистов со стороны и пользуемся их рекомендациями, - пояснила Л.А. Мартынова. - Знающий агроном посоветовала  косить траву, предназначенную для заготовки сенажа, ночью. Утром сбиваем росу, быстро ворошим зеленую массу. Провяленный сенаж герметично упаковываем. Готовим его из многолетних высокопротеиновых трав - клевера и люцерны. В сенаже незначительные потери питательных веществ, и в отличие от силоса получается не кислый, а пресный корм, который хорошо поедается животными. В этом году увеличим посевы люцерны - ценного кормового растения. Хотим также посеять суданскую траву и, конечно же, овес для концкормов и на солому. Мы уже полностью подготовились к весенне-полевым работам, ранняя весна торопит. Как только почва подсохнет, выедем бороновать многолетние травы. А поля у нас все вспаханы. Осень была долгая, и мы полностью использовали погожие дни для земледелия. 
Наша область считается зоной рискованного земледелия, но и у нас есть преимущества. Хорошо растет трава, так как нет сильной жары, а трава - это основной корм для животных. Выходит, что есть потенциал для развития животноводства.
 
Зимовка прошла отлично
 
Лучшей иллюстрацией отлично проведенной зимовки является внешний вид молочного стада. Коровы на двух роботизированных фермах  упитанные, чистые. В их рационе - сено, сенаж, комбикорм, соль. Не зря говорят, что молоко у коровы на языке. По роду деятельности мне много раз приходилось бывать на фермах в совхозах и в фермерских хозяйствах, поэтому есть с чем сравнивать. В совхозах к концу зимовки скот обычно стоял на фермах худой, грязный, корма заканчивались. Чтобы как-то поддержать животных, им давали солому, веточный корм. Да, у Мартыновых всего две фермы, но какие! Смотришь и удивляешься, до чего дошла цивилизация! В хозяйстве с 2019 года работают роботы от компании GEA. О них попросила рассказать Вячеслава Александровича Мартынова, являющегося техническим руководителем КФХ:
- Роботы нам очень нравятся. Прежде всего, они эстетично выглядят: компактные, аккуратные. Нас радует технологичность этой машины. Уважаю немцев за то, что они любые вещи делают на высоком техническом уровне, и эти роботы - не исключение. Мы знакомы с роботами от GEA, которые установлены на первой роботизированной ферме. Надо сказать, что новая разработка существенно отличается от предыдущей. Они далеко шагнули вперед! Раньше была одна рука, которая доила от одного до пяти боксов. Сейчас установлены обособленные боксы. За доением удобно наблюдать. Есть возможность вручную одевать соски. Это большой плюс, поскольку некоторые коровы плохо подключаются к аппарату в силу своих физических особенностей, и роботу это сделать сложно. Отмечу, что роботы от других производителей не позволяют дотянуться до коровы - нужно сгибаться в три погибели, а на GEA это делается легко и непринужденно.
- Случались ли поломки? - интересуюсь у Вячеслава.
- Робот - это оборудование, которое имеет множество элементов в системе. А чем их больше, тем выше риск выхода из строя. Когда установили оборудование на новой ферме, заметили, что резиновые мембраны в нескольких клапанах порваны. Возможно, из-за того, что роботы всю зиму стояли без работы, что-то примерзло и повредилось. Мембраны поменяли, и проблема ушла. Хочется провести аналог с качественной машиной - иномаркой. Если с ней обращаться аккуратно, она ломаться не будет. Так и с роботами. Главное - соблюдение всех технологических процессов, рекомендаций производителей в плане обслуживания. Сам по себе робот качественный, надежный, высокотехнологичный, современный. Это последнее слово в технике доения коров.
Слушала Вячеслава и вспоминала наших доярок с распухшими руками, которые трудились на совхозных фермах. Им надо было подоить группу коров от 16 до 20 голов. А перед этим помыть соски, протереть их салфеткой, подключить каждую корову к аппарату. Потом принести молоко, процедить. Фляги поставить в ванну с холодной водой для охлаждения. Молоко летом поступало на маслосырзавод зачастую грязное, с повышенной кислотностью.
 
P1550174
 
Вот бы посмотрели бывшие доярки, до чего дошел прогресс! Роботизированные фермы просторные, светлые, чистые. Скреперы работают постоянно, убирая навоз. Трактор с сенажом свободно заезжает внутрь. Коровы поедают качественный сенаж с удовольствием. Потом идут отдыхать на чистое, сухое место, где застелены коврики. Они сами знают, когда им нужно на дойку, там для них припасено угощение - концкорм. Доение проходит в закрытом режиме. Молоко не загрязняется, не впитывает посторонние запахи. Ежедневно две с половиной тонны забирает спецмашина Жиздринского молочного завода. Продукцию принимают высшим сортом.
Бывая в хозяйстве Мартыновых, не раз задавала естественный вопрос: как им, в недавнем прошлом городским жителям, удается справляться с трудностями, в то время как многие фермерские хозяйства разоряются? Ответ далеко не однозначен. Во-первых, не каждому хватает терпения и настойчивости, как нашим фермерам. Животные - это не станок, который можно выключить, а живой организм, и он требует к себе огромного внимания. Есть еще качества, присущие Мартыновым - умение видеть цель, перспективу и большое желание учиться. Людмила Алексеевна, которая раньше знала о сельском хозяйстве понаслышке, теперь сама может преподнести урок хозяйствования. Она грамотно координирует все действия коллектива. Вячеслав учится постоянно. По первому образованию он инженер-системотехник, по второму и третьему - экономист и юрист. Закончил курсы руководителей сельхозпредприятий, которые проводит министерство сельского хозяйства Калужской области. Проходил стажировку в Голландии, где получил сертификат, свидетельствующий о том, что он является специалистом по техническому обслуживанию роботизированных доильных установок фирмы SAC. Планирует получить подобный сертификат от GEA, обучение пройдет в Германии. По его мнению, заниматься сельским хозяйством интересно - семинары, конференции на высоком уровне.
Мартыновы считают, что одна из самых серьезных проблем в сельском хозяйстве - нехватка кадров, причем кадров квалифицированных, хорошо знающих сельскохозяйственную технику, умеющих обращаться с животными и не бояться современных технологий. Сегодня уже не скажешь на сельского  труженика  снисходительно: «Эх ты, деревня».
- Сегодня другое время. Новые инновации, новые технологии, - говорит Вячеслав. - Трактора стоят от 100 до 500 тысяч евро, имеют уровень комфорта, как у дорогой иномарки. И на таком тракторе работает простой крестьянин. Хотелось, чтобы в СМИ популяризировали сельское хозяйство, а то как включишь телевизор, там главные герои передач - криминальные дельцы, светские львицы, неблагополучные семьи. Сюжетов о жизни фермеров практически нет. А ведь у нас в жизни кроме нелегкого труда есть и много хорошего: свежий воздух, прекрасная природа и еще одно преимущество - мы едим натуральную продукцию без химии. Все свое, доморощенное. Многие городские жители даже не знают вкус настоящего молока, сливочного масла, творога…
Вячеслав говорит, не торопясь, осмысливая каждое слово, тот след, который он оставит на земле: землю, очищенную от мелколесья и бурьяна, роботизированные фермы, дающие качественную продукцию, восстановленные дороги, облагороженную территорию - весомый вклад в социально-экономическое развитие района. Смотришь на уже сделанное и веришь: будет развиваться сельское производство на этой земле, и никакие превратности погоды и жизни не станут помехой. Время сейчас такое. И люди ему под стать.
Марина ДАНИЛЬЧЕНКОВА.
Фото автора.