Съемочная группа французской телекомпании провела день в фермерском хозяйстве Мартыновых из Спас-Деменского района
Согласитесь, событие не рядовое. Что же интересовало французов в российской глубинке? Почему приехали именно в наш район? У меня была возможность с ними познакомиться и провести целый день, поэтому все узнаете, как говорится, из первых уст.
В съемочной группе журналист-француженка Анн, переводчица, она же водитель Анна - русская и оператор Антон - тоже русский. Они представляют французскую телекомпанию "Франс Телевизьон". Представительство или как еще называют - корреспондентский пункт находится в Москве.
В нем присутствуют зарубежные корреспонденты из многих стран для сбора и передачи информации о событиях в конкретной стране. Также, как и наши корпункты находятся в других странах. К сожалению, мы нередко слышим, что в связи с политическими событиями закрылся тот или иной корпункт. Это ведь не просто офис, а культурный обмен между странами, укрепление партнерских отношений со средствами массовой информации, обмен новостными материалами и так далее. Благодаря таким журналистам, как Анн, жители других стран узнают, что медведи у нас по улицам не ходят. Надеемся, что из нашего района они тоже получили объективную информацию. Как сказали журналисты, посетить фермерское хозяйство Мартыновых им рекомендовали в министерстве внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области. А интересовало их, в первую очередь, развитие фермерства и как повлияли санкции на экономику России. Ну как без этого?
Запад ввел против России около 30 тысяч санкций, но ее экономика все равно выстояла. Вячеслав Мартынов на примере собственного хозяйства показал, как санкции подтолкнули отечественный бизнес к развитию. Причем, очень дипломатично пояснил и продемонстрировал технику и оборудование зарубежного производства, похвалил их качество. Но в то же время подчеркнул, что и они не вечные, нередко та или иная деталь выходит из строя.
- Приобрели мы в Европе компрессор, но он оказался низкого качества, отработал один год и вышел из строя, - пояснил Вячеслав, показывая агрегат. - Чтобы его отремонтировать требовались большие деньги и срок поставки запчасти два-три месяца. За импортный компрессор с нас спросили десять тысяч евро, а мы приобрели отечественный за четыреста евро. Вот так у нас происходит импортозамещение. Да, эстетически он выглядит не очень, шумит, но работает прекрасно.
Во время этого рассказа съемочная группа активно снимала компрессор, просила Вячеслава Александровича включить его еще и еще раз. Следует отметить, что журналисты не стеснялись задавать вопросы, их интересовало буквально все - от кормления и доения коров до вывозки органики на поля. А оператор работал настолько профессионально, что залезал с камерой то на танк для хранения молока, то под танк, в трактор, в доильную установку.
- Где Антон? - звучал постоянно вопрос.
А он уже как акробат висит под крышей и снимает животноводческое помещение сверху. Сначала подумала, что тоже француз, так как бойко говорил по-французски. Оказалось - русский, наш парень, увлекается промышленным альпинизмом. Стало понятно, откуда у него такая прыть.
Почему зарубежных корреспондентов заинтересовало именно фермерство? Дело в том, что, по словам Анн, сельское хозяйство во Франции отличается от российского. Нет агрохолдингов, специальных агропарков, мегаферм. Семейная ферма площадью более 50 га уже считается крупным хозяйством. Тем не менее по объемам продукции и агроэкспорта страна является лидером в Евросоюзе. Исторически сложилось, что землей владеют и трудятся на ней в основном фермеры, причем в нескольких поколениях. В процессе участвуют деды-пенсионеры, их сыновья - главы хозяйств, им помогают взрослые внуки, закончившие агровузы.
Вячеславу Мартынову в этом плане не повезло, пришлось все начинать с нуля. С одной коровы и стада птицы. А может наоборот - повезло, до всего дошел сам, своим умом, методом проб и ошибок, получив неоценимую помощь, колоссальную поддержку главы администрации района В.А. Бузанова, областного министерства сельского хозяйства.
Сегодня это крепкое фермерское хозяйство. На двух роботизированных фермах содержатся высокопродуктивные коровы. Охлажденное, очищенное молоко забирает компания "Данон Россия". Это французская продовольственная компания, производитель молочных и других продуктов питания. Сейчас она называется "Эйч энд Эн". Производственные площадки расположены в разных регионах России. Пишут, что компания утратила контроль над своим бизнесом, собственник сменился. Но для фермеров Мартыновых это не главное. Главное, что их качественная продукция востребована, ее ценят и покупают.
Журналисты с большим интересом рассматривали и снимали импортных роботов, которые делают буквально все: моют и массируют коровам вымя, выдают порцию комбикорма, доят, предоставляют информацию о каждой буренке.
- Четыре года работает немецкое оборудование, и мы им очень довольны, - похвалил Вячеслав.
- А если вдруг робот сломается? - последовал вопрос.
- Бывало такое, что из-за перепадов напряжения мотор сгорел, выгорели все платы. В Кировской области нам его отремонтировали за пятнадцать тысяч рублей. А пока доили на одной установке, местные жители помогали где аппаратами, где руками. В целом - немецкая техника надежная. Надеемся, что здравый смысл восторжествует и мы опять будем дружить, общаться, обмениваться опытом, техникой, оборудованием.
Фермер тепло отозвался о своих животноводах. Роботы - это хорошо, но без человеческих рук тоже нельзя обойтись. Они следят за чистотой, кормлением животных, отелами и многими другими нюансами.
А гостей очень заинтересовало, чем кормят буренок. Они трогали сенаж руками, нюхали, разве что на вкус не попробовали. И Вячеслав предложил им проехать по полям, где выращивают корма: зерновые и бобовые культуры, которые идут на концкорма, на травы, из них получают душистое сено и питательный сенаж. Поля в это время года покрыты нежной, изумрудной зеленью. Озимые культуры неплохо перенесли зиму и радуют глаз. На одних полях готовили почву под посев, на других - подсевали многолетние травы. Но в те дни сеять зерновые было пока рано, земля еще не просохла. Попробовали в одном месте, трактор чуть не утонул.
По пути заехали на мехстан. Вячеслав не без гордости показал технику: машины польского производства, английского, пресс-подборщик - итальянский.
- На косилке сломался вал, нашли завод в России, там выточили такой же, хорошо работает, - фермер вновь вернулся к теме импортозамещения. -А это экскаватор-погрузчик - мой любимец, незаменимый труженик. Американский "Джон Дир" - сочетание надежности, экономичности и мощи. Сам на нем работаю. Это одна из первых моих покупок. С его помощью строим, копаем, забиваем сваи. Как чувствовал, на несколько лет вперед приобрел на него запчасти. В России тоже научились делать надежную технику: приобрели трактор, работает отлично. Мне часто задают вопрос, как сказались санкции на нашей деятельности. Скажу честно, сначала пугали, особенно длительность поставки запчастей. Потом все отладилось. Мы, русские, сможем выжить в любых условиях. Это у нас в генах. Сейчас работаем в штатном режиме. Проблема - найти квалифицированные кадры.
Так что в фермерском хозяйстве Мартыновых французская журналистка Анн увидела не бедную глубинку, а вполне процветающее производство молока и мяса. Вячеслав Александрович пояснил, что в России поддержка фермеров осуществляется сразу по трем государственным программам. Они могут получить кредит, чтобы расширить свои возможности, гранты и субсидии. Кроме того подчеркнул, как за последние годы изменился облик деревни: проложен асфальт, прогрейдированы внутрихозяйственные дороги, заменен водопровод, улицы освещены, подведен газопровод, и скоро "голубое" топливо придет в дома. На месте старой деревни возникла новая. Впрочем, так и должно быть, жизнь не стоит на месте. Жаль, что людей в деревне осталось мало.
Американский журналист Такер Карлсон во время визита в Москву отметил чистоту улиц, красоту, удобство и безопасность метро. Помимо этого в России есть более важные и значимые вещи. До них Карлсон не дошел, потому что провел у нас слишком мало времени. Поживи он хотя бы полгода, захотел бы остаться навсегда.
Надеемся, что у французской съемочной группы тоже сложилось хорошее впечатление и они покажут объективную картинку своим зрителям. На прощание гости сказали Вячеславу и его маме Людмиле Алексеевне много теплых слов. Людмила Алексеевна как бы осталась за кадром, но поверьте - ее роль в становлении хозяйства огромна. Но об этом в другой раз.
Марина ДАНИЛЬЧЕНКОВА.
Фото автора.