WhatsApp Image 2022 08 18 at 084525

или семейный досуг для ума и сердца

Культурно-выставочный центр, открытый  в Спас-Деменске в апреле текущего года, сразу стал визитной карточкой нашего района, удачно вписался в архитектурный ансамбль центра города. Его экспозиции рассказывают о прошлом и настоящем Спас-Деменского края. Таким образом  решается задача по сохранению культурно-исторического наследия нашей малой родины.
Если вы еще не успели там побывать, обязательно это сделайте. А сегодня  приглашаем вас  на виртуальную экскурсию - на страницах газеты «Новая жизнь». Наш экскурсовод - Ирина Анатольевна Агеева - не только краевед со стажем, но и  удивительный рассказчик, которого слушать - одно удовольствие.
 
Откуда пошла земля спас-деменская
 
Опытный гид Ирина Агеева  начинает экскурсию с красивой легенды о том, как кузнец Демьян спасал Екатерину II, чья карета застряла в болоте: «…Наш богатырь вытащил карету, починил колесо, а благодарная императрица пожаловала ему  окрестные земли, получившие позднее наименование, связанное с удивительной  историей спасения». Однако легенды легендами, а факты говорят о другом. Экскурсовод уточняет, что волость Демена известна  еще до правления Екатерины II,  в 1446 году она упоминалась в литовских метриках (литовский князь Казимир подарил земли, куда входила и волость Демена, русскому князю Федору Воротынскому, женатому на его двоюродной сестре). 
Земельный надел князя Воротынского унаследовали его дети и внуки, перешедшие  со своими вотчинами на службу к московскому князю Ивану III. Литовский  князь Александр Казимирович  попытался  вернуть земли, но не смог. Подарок Казимира  остался во владении русских князей. 
 
Истоки
 
Тема традиционной  русской  культуры всегда невероятно интересна, познавательна, близка сердцу. Не могли обойти ее стороной и организаторы Культурно-выставочного центра: экспозиция «Русская изба», выставка женского костюма 19 века отсылают нас к  нашим истокам.
«Милости просим  в русскую избу. Здесь вас ждут гостеприимные хозяева», - приглашает экскурсовод.
Переступаем порог и погружаемся в мир старины. В красном углу - образа. Изба в праздничном убранстве:  на окнах вышитые полотенца, на столе - скатерть, на полу - домотканые половики. Однако все  внимание - на «хозяев». Манекены мастерски изготовлены из  силикона с такой степенью достоверности, что кажется, нас встречают люди из далекого прошлого. Каждый  занят своим  делом: бабушка хлопочет  у печи, молодая хозяйка прядет пряжу, хозяин управляется во дворе (видим  в окно), а дети присели отдохнуть.
Главное место в избе занимает печь. В бабьем куте (место напротив устья печи)- на полочках и полу многочисленная  посуда и предметы быта  того времени (горлачи, плошки, махотка, корзинки, маслобойка, рубель и др.). 
Впечатления от увиденного подкрепляются  комментариями экскурсовода. Нам становится ближе  жизненный   уклад крестьянской семьи. 
Мы узнаем о  том, что у женщин в избе  была своя половина, отделяемая занавеской. Отсюда выходила девушка к сватам,  сюда же уходила, чтобы покормить ребенка. 
Детей было столько, сколько Бог пошлет. Символом взросления считалась смена одежды: в семь лет мальчикам дарили первые штаны, девочкам - первые сарафаны (до этого все бегали в одинаковых длинных рубашках). С этого времени мальчиков воспитывал отец, приучая к мужскому труду, а дочерей - мать.
Готовили в печи, в чугунках. Такие блюда, пусть даже и самые простые, были  невероятно  вкусными. Потому что пища в печи томилась.
Хлеб пекли  по рецептам, передаваемым от матери к дочери: подовый, на капустных либо кленовых листьях, был будничным, а к празднику пекли формовой. Хлеб делали крутым, сытным. Его готовность проверяли, бросая о стол. Если звенел - значит выпекся.
Мылись в печи. Протапливали, убирали угли, стелили солому, ставили большие чугуны с водой. Чтобы забраться в печь для помывки  и выбраться оттуда, требовалась сноровка…
Для глажки белья использовали  рубель. Наматывали белье на палку, клали на край стола и катали рубелем. После такой обработки белье выглядело выглаженным, становилось  белее.
Когда девочка выходила замуж (до 19 в.- с 13 лет, позднее - с 16), все, что она срукодельничала, складывалось в сундук. Это было ее приданым, по нему судили - рядили, хороша ли невеста: трудолюбива ли, мастерица ли.
Каждый мужчина для своих домочадцев плел лапти сам. Хотя была возможность их купить на ярмарках да базарах. Например, в наших краях целая деревня Песочня (в районе нынешнего Чипляева) специализировалась на изготовлении лаптей.
Завершается погружение в мир  русской культуры выставкой национального женского костюма. То, что  жителям нашего района удалось  сохранить подлинные  предметы одежды 19 века, считается  большой удачей. Рубаха, повойник, передник  изготовлены  из натуральных тканей, украшены вышивкой. Повойник (головной убор, который носили замужние женщины) - со стеклярусом. По заключению специалистов, он очень редкий и прослеживаются в нем  белорусские мотивы.
По узорам  вышивки можно было определить, из какой местности молодица. К примеру, спас-деменские мастерицы вышивали на рубахах черных и красных петухов (если вам известно, что это означало, расскажите нам), носили шерстяные юбки-паневы в черную, красную, зеленую клетку.
 
Чтобы помнили
 
Далее мы переходим в зал боевой славы, который  вобрал в себя  всю боль и горечь  военного времени…
1941 год. Немцы упорно рвались к Москве, поэтому бои на территории Спас-Деменского района были тяжелые. Здесь погибли вчетверо больше человек (наших защитников), чем сегодня живет на спас-деменской земле.
4 октября 1941 года г. Спас-Деменск был оккупирован. Оккупация продолжалась по 13 августа 1943 года. За это время от рук фашистов погибли более 3000 человек. Но немцев в Москву не пустили.
«Все, что находится  в этом зале, - железо нашей многострадальной спас-деменской земли, - говорит И. Агеева. - Поисковики из Новосибирска, Челябинска, Спас-Деменска, Калуги, Москвы работают у нас ежегодно, поднимают останки солдат, устанавливают их имена, извещают родных». 
В зале боевой славы размещены портреты известных земляков, Героев Советского Союза. На стенах и жалюзи - документальные фото военной поры, в том числе нашего райцентра. В них хочется всматриваться… Здесь у каждого экспоната - своя история. Иногда настолько трагичная, что у экскурсовода дрожит голос.
…За стеклом - копия косынки, исписанной небольшими заметками (оригинал хранится  в Центральном  музее Вооруженных Сил в Москве). Это письма матери, которые писала разведчица Ольга Ржевская, захваченная немцами в плен. Ее допрашивали каждый день, несколько раз вешали, отливали водой… и  пытки продолжались. Каждый день Ольга прощалась с жизнью, уходя на допрос, но своих не выдала. Из Спас- Деменска девушку  перевели в Рославль, где она погибла в феврале 1943 г.
«Глава сельской администрации Желонкин принес в музей  мешок с грудой железа. Это все, что осталось  от штурмовика ИЛ-2, найденного на спас-деменской земле, - продолжает рассказывать экскурсовод. - Это - кусок рации, это - осколок бронированного стекла мощного штурмовика, который еще называли летающим танком. А вот по этим «железочкам» поисковики сделали вывод, что летчики в момент падения самолета находились внутри, а значит, погибли… Поисковики установили их имена, сообщили родственникам». 
Ряд экспонатов посвящен российскому ученому-минералогу, исследователю  Тунгусского явления Леониду Алексеевичу Кулику, последние годы жизни которого связаны со Спас-Деменском. 
Как об одном из самых кровопролитных сражений на спас-деменской земле рассказывает  экскурсовод о штурме Гнездиловской высоты. Закрепившийся там  немецкий гарнизон держал почти 100-километровую оборону. Все вокруг было заминировано, затянуто колючей проволокой, пулеметчиков и автоматчиков укрывали  специальные колпаки. Линии сообщений шли  на ст. Павлиново, где  ходил бронепоезд. Немцы считали Гнездиловскую высоту неприступной. Но наши ее заняли  на 5-й день Спас-Деменской наступательной операции. Это имело решающее значение для прорыва немецкой обороны.
За мужество и героизм 91 боец - участник штурма Гнездиловской высоты был награжден орденами и медалями. В памяти благодарных спасдеменцев -  бессмертные подвиги Б. Богаткова, И. Поворознюка, А. Сосновского, В. Филиппова и многих-многих других.
Рассказу экскурсовода добавляет зрелищности  диорама «Бой на Гнездиловской высоте», над созданием которой, по просьбе администрации района,   трудились актеры Ленкома. Это надо видеть своими глазами… А мы идем дальше.
 
Слава человеку труда
 
В зале трудовой славы  представлены предприятия и организации, существующие сегодня или функционировавшие  на территории района  в былые годы. Планируется,  что экспозиции будут  периодически дополняться и  меняться.
А мы   знакомимся   с этапами развития кондитерской фабрики «Хлебный Спас»: со дня открытия  пекарни до сегодняшнего дня; узнаем  о том, что первая лечебница на 31 койку была открыта в селении Новоалександровское в 1877 году, а первая больница Спас-Деменска открылась в октябре 1912 года в двухэтажном жилом доме, приобретенном  у купца Доманова. 
Отдельные стенды зала посвящены истории железной дороги,  фабрике строчевышитых изделий, школам районного центра, филиалам заводов «Ангстрем» и «ЦКБ РМ».
Краткие исторические справки о становлении и развитии предприятий и учреждений сопровождаются  многочисленными фотографиями, на которых посетители узнают себя, своих родных и близких, знакомые места. Здесь также можно увидеть первую формовочную машину кондитерской фабрики (для печенья), деревянную парту советского времени, старую швейную машину с образцами вышивки  и полистать Почетную книгу работников фабрики строчевышитых изделий...
Не забыты  спасдеменцы, внесшие достойный вклад в развитие района: их портреты размещены в галерее «Историю делают люди». В ней много знакомых имен: П.Некрылов, И.Циприс, А. Капустин, М. Петухова, М. Аниканова, Н. Болтовский, И. Паршов, М. Костин, Н. Зуева и многие другие.
 
Духовное - близкое
 
Нашлось в Культурно-выставочном центре местечко  и для духовной пищи. В данной экспозиции представлены атрибуты православной церкви. Старинные иконы и книги, кресты, набор для причастия, облачение священнослужителей  (стихарь, епитрахиль, филонь, набедренник, палицу) подарили Центру представители духовенства. Мы  узнаем много нового о храмах Спас-Деменского района. 
Нас знакомят с очередной легендой: говорят, что от Ново-александровского храма до Спас-Деменского шел подземный ход. И тут же слегка разочаровывают, снимая  таинственные покровы слухов: «Увы, это только легенда».
 
Наш современник
 
Каждый месяц в фойе Культурно-выставочного центра открывается очередная выставка работ  талантливых спасдеменцев.
В день нашей экскурсии мы любуемся изделиями из бисера С. Черновой (Болва), покорены пастельными красками и изяществом форм мыла ручной работы С. Фитисовой (Спас-Деменск), в восторге от живописи и цветов из полимерной глины Т. Ермолаевой (Лазинки), отдаем должное и радуемся способностям и талантам юных дарований: Валерии Бабушкиной (13 лет, Любунь), Алины Марченковой (3,5 года, Спас-Деменск).
 
За новыми впечатлениями
 
Наша виртуальная экскурсия подошла к концу. К сожалению, возможности газеты ограничены,  и многое осталось «между строк». Но хочется надеяться, что данная публикация оставит свой след: пробудит в вас дух исследователя, настоящего патриота и  заставит посетить Культурно-выставочный центр.  И тогда вы в реале прикоснетесь к миру старины, воочию оцените экспозиции залов трудовой и боевой славы, увидите в красках замечательные работы наших талантливых современников.
Берите с собой детей! Они будут вам благодарны за семейный досуг для ума и сердца, за новые впечатления от подлинных экспонатов, интерактива диорамы «Бой на Гнездиловской высоте» и множества познавательной информации, позволяющей относить себя к числу спасдеменцев с чувством гордости.
Галина Герасимова.
Фото автора.