10 июля правительство России доложит президенту, как выполняется его поручение о создании в Обнинске Инновационного научно-технологического центра — Парка атомных и медицинских технологий на базе ИАТЭ. Наукоград вновь получает шанс
Двадцать лет спустя
Похожий шанс он буквально вырвал у судьбы ровно два десятилетия назад. Президент Путин 6 мая 2000 года подписал указ о присвоении Обнинску статуса Первого наукограда России. Сколько усилий, хождений по высоким кабинетам, споров, разочарований и надежд стоит за ним — уже стало историей. А крупная копия указа размещена сегодня в Агентстве городского развития.
Именно там собрались за круглым столом идеологи наукоградовской программы — депутат Государственной Думы Геннадий Скляр, депутаты Законодательного Собрания Анатолий Сотников и Олег Комиссар и руководитель Контрольно-счетной палаты Обнинска Геннадий Артемьев. «Сегодняшний состав очень символичен, — подчеркнул Скляр. — Для таких больших проектов, как развитие Обнинска, нужно объединить федеральные, региональные, местные власти и научную элиту. И представители всех этих структур здесь присутствуют».
Но обсуждали эти люди не прошлое. Они говорили о будущем. О том, каким Обнинск должен стать еще через двадцать лет.
Второй заход
Научные города — не изобретение нового времени. Они создавались еще в эпоху СССР. И их пестовало государство. Например, каждые пять лет по Обнинску принималось постановление совета министров, под него выделялись деньги и спускались планы — как развивать город. Так же сверху управлялась наука. А потом, на сломе эпох, все распалось. И всем было понятно, что с прежним патронажем государства придется распрощаться. А что взамен? Нужно было самим решать, что же станет с Обнинском. Победила наукоградовская идея.
«Тогда мы смогли объединить вокруг нее федеральные структуры, власть, научную общественность, — вспоминает Геннадий Скляр. — Мы доказали, что нужен закон о наукоградах. И поэтому Обнинск смог стать первым. За ним пошли все остальные».
Собственно говоря, и все последующие 20 лет Обнинск предлагал идеи, которые потом подхватывала вся страна: «У нас появился первый в России бизнес-инкубатор, — напомнил присутствующим главный инноватор области Анатолий Сотников. — Наш город стал идеологом кластерного развития, и теперь вся Россия идет этим путем. Мы показали эффективность тройной спирали — власть, образование, наука в сочетании с бизнесом».
Все эти рецепты для мировой практики не новые, но в Обнинске их ставили на российскую почву и давали жизнь. И получалось — почти всегда. С чем поначалу не вышло — с идеей университетского города. А ведь это тоже самая успешная мировая практика: Стэнфордский университет в Кремниевой долине, Кембридж в Англии, Шиста в Швеции — именно университеты создавали вокруг себя самые перспективные и богатые города. Поэтому сегодня Обнинск идет на второй заход. Он будет создавать город-университет уже с новых позиций.
Слева направо: Геннадий Артемьев, Геннадий Скляр, Анатолий Сотников
Университетский трамплин
Идею университетского города для Обнинска последовательно продвигает Анатолий Сотников, и сейчас вокруг нее аккумулируется все больше сил. Более того, есть площадка для ее реализации — Росатом объявил ИАТЭ НИЯУ МИФИ своей основной образовательной базой для атомной отрасли. И там уже есть проекты, интересные и для российских, и для международных инвесторов. А вокруг по кластерному принципу уже начал формироваться пул инновационных предприятий.
Причем у научной общественности есть понимание, как выстраивать систему непрерывного образования с ядром в ИНТЦ — об этом говорил руководитель композитного кластера и председатель ГНТС Олег Комиссар. Он признанный ученый, организатор науки, заместитель генерального директора крупнейшего обнинского предприятия ОНПП «Технология», и его слова проверены опытом: «Сегодня серьезные производства не склонны «покупать» выпускника вуза, не знакомого со спецификой предприятия. Гораздо ценнее кадры, которые выросли с пониманием, чем оно дышит. Мы работаем с детьми, начиная с детсадовского возраста. Ребенок увлекается научным творчеством, он мотивирован к учебе. Например, чтобы сделать квадрокоптер, нужно и математику знать, и программирование, и физику, и аэродинамику, и главное — школьника не надо заставлять учиться из-под палки, он сам ищет знания для своего проекта».
«Нам нужна жесткая установка готовить кадры в нашем университете и внедрять их в нашу экономику через Парк атомных и медицинских технологий», — поддерживает такую стратегию Анатолий Сотников.
Немного о земном
Но, естественно, желания должны подкрепляться возможностями. Где брать деньги на такие замечательные проекты? «И 20 лет назад, и сегодня мы работаем в условиях кризиса, — протянул параллель Геннадий Артемьев. Он руководил Горсобранием два срока с конца 90-х до второй половины нулевых, он докладывал тогда еще председателю правительства Владимиру Путину наукоградовскую программу, и вообще он политик со стажем, как говорят, тяжеловес. — Разница в том, что тогда в стране не было денег, а сейчас они есть. Если мы тогда смогли наверху доказать необходимость финансирования, то сейчас просто обязаны это сделать».
Правда, без плотного участия местной власти проект не станет общегородским: нужно связать воедино интересы образовательного центра, крупных госкорпораций Росатом и Ростех, обнинских предприятий, самого города: «Нам предстоит вжиться в этот проект, от города потребуются нормативные акты, грамотные решения. Сейчас мы опять создаем не просто плацдарм технологического прорыва, площадку для своей жизни, но и пример для всей страны».
Автор: Наталья КОШЕЛЕВА.
«Мы все вместе отвечаем за то, чтобы и через 20 лет Обнинск был первым, — подытожил Геннадий Скляр. — Но для этого решать поставленные задачи нужно сегодня».