Чтобы выехать из дома, столичному жителю нужно получить на специальном сайте цифровой QR-код, причем не позже, чем за пять часов до поездки. Пассажиры частного транспорта тоже должны иметь пропуска. И те, кто хочет проехать в электричке, метро или на маршрутке, также обязаны озаботиться их получением. Власти столицы объяснили новшество борьбой с коронавирусом. Дескать, люди не смогут ездить без разрешения — значит, их самоизоляция усилится. Правда, забыли, что говорить в таких условиях о САМОизоляции вряд ли можно — в ход вступает строгий административный регламент.
Прошло буквально несколько дней — и мэр Москвы Сергей Собянин предложил тиражировать жесткий московский опыт по всей России: «Я считаю, что систему можно распространить не только на близлежащие регионы, но и на остальные — с целью контроля переезда на авиационном транспорте, железнодорожном, междугородними и межрегиональными перевозками на автобусах». И, конечно, контроля перемещения личного автотранспорта.
Предложение Собянина подхватили в 21 регионе. Первыми в режимную сеть входят семь областей ЦФО. Правда, Калужской области в этом списке нет. Хотя техническая возможность, как сообщил нашему корреспонденту ответственный за цифровые технологии заместитель губернатора Дмитрий Разумовский, существует: «Федеральная платформа позволяет подключить к процессу все субъекты страны. Но пока такое решение в Калужской области даже не обсуждалось. Наверное, о нем будет иметь смысл говорить, если ситуация с коронавирусом примет у нас какой-то взрывной характер и потребуются более жесткие меры разобщения людей. Надеюсь, у нас все-таки получится избежать такого развития событий».
К слову, стоимость системы контроля совсем не копеечная — 12 млрд рублей. Их без конкурса отдадут единственному поставщику — Ростелекому.
В Калужской области пока не обсуждали введение пропускной системы. Официальные лица надеются, что у нас получится избежать такого развития событий
Россия — не Москва
К тому же столичный опыт применить в целом по России сложно. Скорее даже, невозможно. Ну как, скажите, механизатор Хвастовичского района будет получать QR-код, если у него и смартфона-то нет, и на Госуслугах он не регистрировался? Да и зачем? «Я полагаю, — считает Дмитрий Разумовский, — пропускной режим можно обсуждать только для крупных городов, где люди активно и уверенно пользуются самыми разными интернет-приложениями».
А руководитель отделения регионального IT-кластера, идеолог «Умного города» Сергей Пасынков уточняет: «На самом деле работа такой программы требует достаточно серьезных ресурсов. В Москве денег много. А где в нашем регионе найти средства для организации комплекса техподдержки, где взять нужное количество специалистов, системных администраторов, какими силами отработать программы, создать базы данных и так далее? И что, мы будем заставлять людей с кнопочными телефонами в сегодняшнюю кризисную пору покупать смартфоны? Более того, какое отношение вся эта история с QR-кодами имеет к борьбе с коронавирусом? Насколько законны такие ограничения в условиях, когда не объявлены ни чрезвычайное положение, ни комендантский час? Такие вопросы у людей встают сегодня очень остро».
«Во всей этой истории мы не должны забывать о главном, — уверен депутат Госдумы Геннадий Скляр. — Мы помогаем людям или, наоборот, делаем их жизнь еще сложнее? Вот какой вопрос должен быть приоритетным. Мы должны вкладывать деньги в людей, а не в разнообразные технические сервисы, которые оттягивают на себя огромные средства. На мой взгляд, эти средства лучше отдать людям. Повторюсь, помогать людям и не обижать их! Вот сегодня главная задача власти».
А не то накажут по полной!
Как сообщает РБК, нарушителей пропускного режима в Москве и соседних регионах, где вводится режим пропусков, строго накажут. Для контроля его соблюдения задействуют камеры фотовидеофиксации. Если в цифровом пропуске нет номера автомобиля, штраф составит 5 тыс. руб. с одной камеры. Соответственно сумма, которую придется заплатить за езду без пропуска, зависит от того, сколько камер было «поймано» по пути. Учитывая, что столица и Подмосковье «прошиты» камерами повсюду, штрафы за одну поездку без пропуска, например, из Обнинска в Москву и обратно, могли потянуть на сотни тысяч. Правда, через несколько дней мэрия столицы смягчилась — прошли разъяснения о 5 тысячах штрафа в сутки. Как это будет реализовано технически, не сообщалось. Зато сказали, что штрафовать будут еще и пассажиров столичного общественного транспорта, если они приблизятся в автобусе или маршрутке к другим людям на расстояние меньше полутора метров..
Быстро — не значит хорошо
Претензий к тиражируемому столичному опыту на самом деле немало. Понятно, что созданный в предельно сжатые сроки программный комплекс изобилует «дырами». И их уже испытали на себе получатели разрешений, когда QR-код вдруг пропадает из базы. В этом случае, как всегда, виновата не программа, а обычный житель: меры административного воздействия грозят ему.
Несовершенством системы вовсю пользуются и злоумышленники, которые предлагают «за небольшие деньги» сварганить нужный код — как сообщают в СМИ, они подменяют в системе номера машин в уже выданных разрешениях.
А у обычных жителей плодится все больше вопросов. К примеру, как можно срочно поехать в больницу, если QR-код надо получать минимум за пять часов до выезда?
Ну, и самое главное — как вся эта кипучая деятельность, которая отвлекает на себя столько сил и средств, а попутно нервов и времени обычных жителей, помогла борьбе с коронавирусом и что люди скажут об этом потом, когда ограничения все же придется снять?