Как историческая неграмотность вызывает раздоры между русскими и татарами
Президент Татарстана Рустам Минниханов выступил против предложенной всероссийской памятной даты окончания Великого стояния на реке Угре (1480 г.) как освобождения Руси от ордынского ига. Также и “Государственный Совет Татарстана” направил соответствующее решение в Государственную Думу (воздержался лишь один член Совета). Глава комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов также раскритиковал предлагаемый праздник: «празднование окончания монголо-татарского ига вызовет раздоры между русскими и татарами».
Свое мнение по поводу праздничной даты Стояния на Угре и возникшей дискуссии я уже высказал на сайте СРН (“Власти Татарстана высказались против празднования окончания монголо-татарского ига”). Но его за два месяца прочли всего 800 посетителей. Поскольку история раскручивается и дошла до президента РФ, и он якобы отнесся к идее празднования одобрительно, ‒ поспешила обрадовать поклонников Путина прочащая его в “цари” Русская народная линия.
Однако, судя по реакции пресс-секретаря “царя” одобрения на праздник он не давал и пребывает в “толерантной” задумчивости. Поэтому считаю уместным повторить на РИ свои и другие аргументы с просьбой о дальнейшем их распространении. Но сначала отрывки из новой статьи в “Коммерсанте”.
Первый президент Татарстана, ныне госсоветник Минтимер Шаймиев не согласился с инициативой губернатора Калужской области Анатолия Артамонова придать статус памятной даты дню окончания Великого стояния на реке Угре. Экс-глава республики призвал «заниматься не ревизией истории», а «сплотиться во имя решения текущих задач». Ранее господин Артамонов утверждал, что его предложение поддержал глава государства Владимир Путин, но в администрации президента эту информацию не подтвердили.
Шаймиев подчеркнул, что «история становления новой России затрагивает судьбы многих поколений народов разных национальностей и конфессиональной принадлежности». При этом, по его словам, в «процессе становления, безусловно, были битвы, поражения и победы». «Как стало известно из отдельных источников историков прошлого и не историков нынешнего времени, были и стояния, как на Угре. Это неплохое понятие и форма выражения попыток мирного решения конфликтов. Хочется верить, что исход на реке Угре не зависел от ноябрьского состояния ледостава»,— указал господин Шаймиев. Он добавил, что «путь к единению во все времена сложен, тернист» и «требует от всех нас возобладания разума в создании условий для гармоничного развития всех народов РФ». По его словам, в будущем году необходимо «сплоченно встретить» 75-летие Великой Победы и 15-летие Дня народного единства.
Напомним, инициатива установить новый памятный день 11 ноября принадлежит губернатору Калужской области Анатолию Артамонову. На территории этого региона в 1480 году столкнулись войска хана Большой Орды Ахмата и московского князя Ивана III. В результате Великого стояния «произошло окончательное освобождение Руси от ига ордынских ханов и была обретена независимость Российского государства с центром в Москве», говорится в пояснительной записке к законопроекту, который внес депутат Госдумы от Калужской области Геннадий Скляр. Его поддержали другие депутаты и ряд регионов.
На этой неделе Анатолий Артамонов заявил, что его инициативу лично поддержал президент России Владимир Путин. Губернатор выразил уверенность в том, что скоро эту дату будут праздновать по всей России, а абсолютное большинство жителей страны поддерживает увековечение этого исторического события. «Такое предложение действительно излагалось губернатором Калужской области. Действительно, оно было принято к сведению, что называется. Но каких-либо решений в этой области не принималось. И на повестке дня сейчас не стоит»,— опроверг слова господина Артамонова пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
«Памятными датами в России должны быть исключительно такие даты и события, которые без сомнения являются объединяющими для всего многонационального народа»,— заявила официальный представитель Казанского кремля Лилия Галимова.
Согласно сайту Госдумы, изначально законопроект об установлении новой памятной даты планировали рассмотреть в осеннюю сессию. Но после отрицательного отзыва Татарстана рассмотрение документа было отложено.
https://www.kommersant.ru/doc/4157130?utm_source=pulse_mail_ru&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru
+ + +
Комментарий М.В.Назарова
1) Дата освобождения Руси от ордынского ига ‒ это не просто памятная историческая дата, но судьбоносное духовное событие в истории нашего народа, происшедшее по предстательству Пресвятой Богородицы, Которой непрестанно молились во всех церквах. Предать забвению помощь Божией Матери ‒ это был бы неблагодарный акт Ее непочитания и дехристианизации нашего государства.
2) «Объединяющими для всего многонационального народа» должны быть не “толерантные” замалчивания таких важнейших дат российской истории, а их осмысление со взаимной пользой для всех участников событий. В данном случае и татарам нелишне задуматься: почему Божия Матерь (которую почитают и мусульмане) оказала помощь Руси, а не Орде в ее очередном грабительском нашествии. В числе татар имеется много православных, которые этот урок давно вынесли ‒ их мнение власти Татарии тоже обязаны учесть. Динара Бухарова, член президиума Региональной татарской национально-культурной автономии г. Москвы, пишет, что сейчас 30 % татар считают себя православными. К тому же современные татары, включающие в себя различные народности Поволжья, были окончательно исламизированы лишь в начале XIV века при ордынском хане Узбеке, принявшем ислам, и они не имеют прямого отношения к татаро-монголам, пришедшим из далекой Азии и завоевавшим Русь вместе с Поволжьем в XIII веке.
3) Нынешний российский народ (в смысле гражданства РФ) можно считать “многонациональным”, но необходимо учитывать пропорциональные доли разных национальностей и их вклад в обезпечение жизни государства. Татары составляют 3,72 % в населении РФ, и это никак не может давать им право навязывать остальному, преимущественно русскому, населению свои комплексы. Мудрые вожди нацменьшинств в России всегда сознавали простую истину: будут чувствовать себя сильными и здоровыми русские ‒ будет хорошо всем остальным народностям.
К тому же (необходимое дополнение):
Историческая справка о происхождении российских “татар”
Татары (монг. “татар”) ‒ кочевое монгольское племя, обитавшее на северо-востоке Монголии в районе озера Буйр-Нур и реки Халхин-Гол южнее реки Керулен, а также частично во Внутренней Монголии (в настоящее время ‒ этническая группа в составе некоторых монгольских народов ‒ халха-монголов). В X‒XI вв. татарские племена освоили всю монгольскую территорию и в XII в. на некоторое время захватили политическую гегемонию в степях, поэтому татарами стали называть все степное население от китайской стены до сибирской тайги. Татары способствовали возвышению Чингисхана и служили в его войске боевым авангардом, отчего на Руси и в Европе именем татар стали обозначать всех монгольских воинов. Так распространилось их имя, везде кричали «Татары идут!». Поэтому историки нашествие Орды называли татаро-монгольским.
Нынешнее “татарское” население Татарии (Татарстана) в составе РФ не происходит от татаро-монголов. Предками поволжских “татар” были булгары, которые постепенно вытеснили или завоевали балто-славянские племена (население «именьковской культуры») и подчинили себе финно-угроязычные и тюркские племена. В результате в Среднем Поволжье в VIII веке возникло государство Волжская Булгария.
В 1006 г. между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси ‒ в Булгарии. В 1088 г. камские булгары ненадолго захватили Муром, а в 1107 г. волжские булгары осадили и взяли Суздаль. Отражая их экспансию, в 1120 г. князь Ростовский и Суздальский Юрий Долгорукий с половцами по поручению отца организовал военный поход на Волжскую Булгарию. И впоследствии булгары нападали на русские города (в 1217-1219 гг. они захватили Унжу и Устюг), а русские князья посылали войска на булгар (в 1164, 1172, 1184, 1186, 1220 гг.). В 1221 г. в Городце между Владимiрским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 г. в Кореневе — ещё на шесть лет.
В 1223 г., после битвы на Калке, татаро-монгольские войска уходили на восток через земли волжских булгар и были наголову разбиты булгарами. Это поражение, как и поражение при Перване в 1221 г., стало исключением на фоне успехов монгольской орды первого периода тогдашних завоеваний. Однако в 1229 г. булгары и половцы были разбиты ордой у реки Яик (Урал). В 1236 г. татаро-монголы во главе с Субэдэем разорили всю Волжско-Камскую Болгарию.
В 1220-1240-х гг. одновременно с разгромом Руси после упорной борьбы Волжская Булгария была завоевана ордой и, сохранив некоторую автономию, была включена в состав Улуса Джучи (Золотой Орды), первой столицей которого (в XIII в.), политическим и торгово-ремесленным центром был город Булгар (ныне Болгар). Булгарские князья и под ордынской властью расширяли свою территорию главным образом в районах pек Вятка и Кама. В XIII—XIV вв. основное население переселилось из Закамья в Предкамье. Внутри Волжской Булгарии выделились Казанское, Булгарское, Жукотинское и другие княжества.
Экономический и политический подъем Волжской Булгарии в XIV в. был приостановлен набегами на булгарские города ханов Золотой Орды в ходе их внутренних усобиц, походами русских князей (с 1360 г.), нашествием Тимура (в середине 1390-х гг.). Впоследствии булгары фактически восстановили свое государство с последней столицей в Иске-Казань. В XV веке единым культурно-политическим центром волжских булгар стала Казань, а новым названием прежнего государства стало образовавшееся 1438 г. Казанское ханство, из которого (а также из Астрахани и Крыма) совершались постоянные набеги на Русь с захватом пленников в том числе и после “Стояния на Угре”: в 1480, 1521, 1537, 1552, 1571 (сожжение Москвы), 1591 годах (после покорения Казани войсками Иоанна IV Грозного в 1552 г. на Русь вернулось оттуда до ста тысяч освобожденных русских рабов).
Волжская Булгария изначально была многорелигиозным государством. Об этом говорят остатки так называемой Греческой палаты — миафизитского храма, построенного в Армянской слободе около XIV века (во времена Золотой Орды) в Булгаре. Также и языческие захоронения встречаются не только в сельских поселениях, но и на територии некоторых городов.
Считается, что в начале X века булгарский хан Алмуш принял ислам, однако доминировать он стал лишь позже, так как часть булгарской аристократии была против. Арабский путешественник Ибн Фадлан писал, что не все болгары приняли исламскую веру, а лишь племя именно болгар, баланджары, часть племени сувар. Упорствовавшие в язычестве племена Волжской Булгарии отказались принять ислам и начали переселяться на правую сторону Волги, где на неширокой полосе между текущей на юг Волгой и текущей на север Свиягой расположились сувары-язычники, ставшие основой для образования современного чувашского народа.
Кряшены (крещёные татары) ‒ этноконфессиональная группа, исповедующая Православие. Проживают они в основном в Татарстане, а также в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской области и других областях Поволжья, а также в Москве. Еще при ордынской власти часть знати этого региона вместе с настоящими татарами приняла Православие, но основной процесс христианизации части татар Поволжья происходил во второй половине XVI-XVII веков.
Современные генетические исследования показали, что основные региональные группы татар (поволжские, сибирские и крымские) не имеют общих предков и, таким образом, их формирование происходило независимо друг от друга из разных племен. Обнаруживается очень высокое генетическое разнообразие и внутри региональных групп татар. Однако для поволжских татар (исследовались собственно татары, мишари и кряшены) удалось выявить преобладание в их генофонде компонента, унаследованного от дотюркского коренного населения Восточной Европы и Приуралья (предположительно связанного с наследием финно-пермских и финно-волжских племен волго-уральского региона), у поволжских татар присутствует и “южный” компонент, вероятно, связанный с миграцией с Кавказа, а центрально-азиатский компонент крайне мал. (Е. В. Балановская, А. Т. Агджоян, М. К. Жабагин, Ю. М. Юсупов, Р. А. Схаляхо, Д. О. Долинина, А. Д. Падюкова, М. А. Кузнецова, Н. В. Маркина, Л. А. Атраментова, М. Б. Лавряшина, О. П. Балановский Татары Евразии: своеобразие генофондов крымских, поволжских и сибирских татар. Вестник Московского университета. Серия XXIII АНТРОПОЛОГИЯ № 2/2016: 75-85)
Таким образом, современные “татары” в РФ не являются теми татаро-монголами, орда которых разгромила Русь в XIII веке и установила свое владычество, закончившееся Стоянием на Угре в 1480 г. и бегством ордынского хана Ахмата, поэтому установление этого российского праздника никак не должно вызывать их протест.