Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…
С этой трогательной и печальной песни 14 сентября в поселке Льнозавод у мемориала советским воинам, погибшим в боях при защите Родины, состоялся торжественный митинг и концерт военно-патриотической песни, организованный по инициативе Рязанского землячества в Москве совместно с Калужским землячеством в Москве и администрацией Износковского района Калужской области.
В братской могиле мемориала захоронены останки 786 погибших воинов, из которых семеро – уроженцы Рязанской области. Это мероприятие стало для всех участников митинга светлым Днем памяти и скорби в честь погибших солдат, важным напоминанием для молодежи об истории района и грозных годах Великой Отечественной войны. На открытии мемориала выступила Варвара Антохина, министр природных ресурсов и экологии Калужской области, также было зачитано обращение правительства Рязанской области, подписанное первым заместителем председателя правительства Анной Росляковой.
Мы обратились к Юрию Васюнькину, исполнительному директору Рязанского землячества в Москве, заслуженному работнику культуры РФ, с просьбой поподробнее рассказать об этом знаменательном мероприятии:
– Юрий Николаевич, мы знаем из истории войны, что в этих местах в 1941-1942 годах проходили особо кровопролитные бои …
– Давайте вернемся к началу Великой Отечественной войны. События той поры полны трагизма. В 1941-м немцы, прорвав Западный фронт, быстро оккупировали калужскую землю. Надеялись быстрее, так как не видели особых преград, но их танковую колонну на Ильинском рубеже на несколько дней задержали курсанты подольских училищ и несколько сотен десантников, и если бы не их героизм, наверняка немцы подошли бы вплотную к Москве. А за то время, пока они сдерживали врага, удалось создать оборону на реке Нара, которую фашисты пройти не смогли. Медынь, Мятлево, Юхнов – это места самых кровопролитных боев.
Наступление, которое предприняла Красная Армия в самом начале 1942 года, было слабо подготовлено: не хватало сил, техники, боеприпасов. Это было скорее политическое решение – развить успех после того, как фашистов отбросили от Москвы. Зима была снежной и морозной. Весной 1942-го Западный фронт стабилизировался, но это вовсе не означало, что Красная Армия просто встала на определенном рубеже. Особо ожесточенный характер приняли «бои местного значения» – за ключевые населенные пункты, железнодорожные станции, дорожные развязки. Эти места политы кровью наших воинов и наших земляков. Знаковое место для калужан – Зайцева гора, важная господствующая высота над Варшавским шоссе – прямой дорогой на Москву. Целый год шли за нее бои. После многократных безуспешных попыток овладеть высотой был прорыт подкоп под немецкие укрепления, куда саперы заложили 25 тонн динамита. Мощнейший взрыв разворотил всю гору – воронку хорошо видно и сейчас, спустя столько лет.
– Насколько мне известно, здесь воевал и погиб ваш дед?
– Да, совсем недавно удалось установить, что это действительно так. Мой дед Яков Григорьевич Квашнин был призван Сасовским РВК на фронт в сентябре 1941 года. Весной 1942 года бабушка получила «похоронку». Он скончался от пулевых ранений в полевом передвижном госпитале, размещенном в бывшей школе деревни Кукушкино. Ему было всего тридцать четыре года. У бабушки на руках осталось пять дочек. Самой старшей – Анне – всего одиннадцать лет. Это была моя мама. И поскольку бабушка долгое время болела, на ее детские плечи легла забота о младших сестрах. Потом в их доме произошел сильный пожар, который уничтожил все документы и семейные фото. И очень длительное время наша семья не могла найти никаких данных о дедушке. У бабушки хранилась четвертушка листа – повторная справка о его гибели. Место захоронения – Смоленская область, название района и деревни, как выяснилось, с ошибками. Потребовалось время, чтобы прояснить информацию о переходе Износковского района в состав Калужской области. А к тому времени могилу, в которой он был похоронен, перенесли в общее братское захоронение. И на мемориальной плите с именами погибших в его фамилии также была допущена ошибка. И вот только сейчас все встало на свои места.
В этом же братском захоронении поселка Льнозавод покоится прах еще шести уроженцев Рязанской области:
– Данилушкин Иван Гаврилович (1909 – 29.04.1942), красноармеец, Пронский р-н, д. Верхне-Салтыково;
– Медведев Петр Александрович (– 09.06.1942), красноармеец, Сапожковский р-н, д. Канино;
– Окуньков Григорий Матвеевич (– 14.03.1943), красноармеец, Милославский р-н, д. Растегаевка;
– Соин Николай Васильевич (– 19.03.1942), красноармеец, Рязань;
– Удалов Михаил Андреевич (1896 – 10.04.1942), красноармеец, Ухоловский р-н, д. Колобовка;
– Усачев Василий Григорьевич (1902 – 17.03.1943), красноармеец, Раненбургский р-н, д. Татищево.
Вечная им память!
В этой связи нам хотелось бы выразить огромную благодарность за деятельность, направленную на увековечение памяти павших воинов на территории Калужской области, Владимиру Викторовичу Леонову, руководителю администрации, и депутатам Износковского района, членам поисковых отрядов, местным жителям, всем, кто чтит их подвиг и хранит память о них! Особая благодарность правительствам Калужской и Рязанской областей, поддержавшим эту встречу на калужской земле, а также руководителям Рязанского землячества в Москве – Борису Владимировичу Гусеву и Калужского землячества в Москве – Геннадию Ивановичу Скляру, ставшим инициаторами данного, по сути, побратимского митинга.
Конечно же, надо отметить музыкальный вклад гармонистов – Василия Сидорина, лауреата всероссийских конкурсов «Играй, гармонь!», Сергея Ижукина, художественного руководителя ансамбля «Россияночка», гармониста-исполнителя Юрия Богатырева, порадовавших жителей района своими песнями военно-патриотической тематики.
Уверены, что в преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне этот митинг стал яркой свечой памяти погибшим воинам!
– У вас после посещения мемориала, наверное, остались особые ощущения?
– Чувствую тихую радость и грусть… Во-первых, с души упал камень безвестности, который закрывал целую страницу истории нашей семьи. Во-вторых, я увидел места боев и благодаря документам, выложенным на сайте Министерства обороны РФ, реально представил события той поры. И, наконец, мне передали частицу земли с братского захоронения, которую я перевезу в родное село деда и на могилу бабушки.
И еще. К нашей скорби, война безжалостно перемолола судьбы миллионов людей, и многие имена героев ждут своего воскрешения. Только в этом братском захоронении находятся останки 181 безымянного солдата, а какие-то обозначены только фамилией. Так, из Книги Памяти можно узнать, что здесь захоронен сержант с известной всей России рязанской фамилией – Есенин. И больше никаких данных нет. На поисковых сайтах также не удалось обнаружить дополнительной информации. Но поскольку каждый год сюда приезжают потомки павших здесь героев и на обелисках остается все меньше безвестных имен, уверен, придет время, и мы узнаем о судьбе человека, носившего фамилию, как и великий русский поэт – Есенин. Важно эти чувства передать молодым людям, которые должны жить с ощущением, что им предстоит сделать этот мир добрее и светлее. Ради этого погибли их деды.
Беседу вел Глеб Винокуров