В России вводится обязательная маркировка товаров, которые часто подделывают и завозят в страну нелегально. Сейчас в рамках эксперимента проходит маркировка табачных изделий.  С 1 марта 2019 года маркировка для них становится обязательной. За разъяснением мы обратились к главному специалисту отдела экономического развития и архитектуры Спас-Деменского района Любовь Григорьевне Янченко.
 
- Любовь Григорьевна, что такое маркировка товаров?
- Маркировка товаров - это процесс нанесения на товар уникального идентификатора, с помощью которого государство через информационную систему отслеживает весь оборот этого товара до момента реализации. В соответствии с принятыми решениями Правительства Российской Федерации (Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ, Федеральный закон от 12.04.2010 №61-ФЗ, распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 №792-р) до 2020 года будет введена обязательная маркировка табачной продукции, лекарственных препаратов, широкого списка товаров легкой промышленности, шин и покрышек, духов и туалетной воды, фотокамер и фотовспышек. Координатором этой работы является Минпромторг России.
- Как работает маркировка табака и табачной продукции?
- Производитель табака запрашивает штрих-коды маркировки, получает их и наносит на пачки и блоки. На каждом этапе код считывается: при хранении товара, его перевозке, продаже. С вводом маркировки государство контролирует производимую продукцию и знает, сколько производится и ввозится товара в год, сколько уходит в магазины и продается. Благодаря маркировке потребитель знает, что покупает качественный и оригинальный товар. С такой системой подделка не может попасть на склады или в магазины. Уже сейчас маркировка обязательна для алкоголя, меховых изделий и некоторых лекарств. 1 марта 2019 года она станет обязательной для табачных изделий.
- Любовь Григорьевна, что изменит обязательная маркировка?
- В государственных целях система маркировки обеспечит увеличение легальной доли продукции на рынке, а также позволит повысить собираемость таможенных и налоговых платежей. Введение системы маркировки для бизнеса приведет к сокращению конкуренции со стороны недобросовестных участников рынка. Потребителю система маркировки позволит проверить легальность товара с помощью специального бесплатного приложения.
- Кому, когда и как к ней готовиться?
- Исходя из актуальной модели работы системы, все производители и импортеры товаров, подлежащих маркировке, будут наносить код маркировки, содержащий криптографическую защиту, на каждую единицу продукции и фиксировать ввод продукции в оборот. У оптовых организаций в системе будет фиксироваться движение товара между участниками товаропроводящей цепи, у организаций розничной торговли - вывод продукции из оборота (конечная реализация потребителю с помощью контрольно-кассовой техники).
- Что дает участие  в  эксперименте по маркировке табачных изделий?
 - Цифровой формат маркировки, наносимой непосредственно на табачную продукцию в процессе ее производства, позволяет агрегировать данные об упаковках всех уровней и соответственно прослеживать движение продукции по всей цепочке поставок от производителя до конечного потребителя. 
- Любовь Григорьевна, а кто выдает коды для табачной продукции?
- Центр развития перспективных технологий. Он является разработчиком и оператором ИС МОТП - системы мониторинга табачной продукции. И уже она отслеживает движение товара от производства до продажи.
- Спасибо за подробное разъяснение. Будем надеяться, что участники рынка сумеют адаптировать   свои бизнес-процессы и подготовить персонал к тому времени, когда маркировка станет обязательной.
Беседу вела
Лариса Никитина.