Кроме того, Лидия Евгеньевна является председателем Калужского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России». И ей не понаслышке известны все нюансы нелегкой, но самой счастливой обязанности в жизни женщины – быть мамой! Ведь у нее  четверо рожденных и трое приемных детей, и еще пятерых они с супругом Андреем поставили «на крыло» добровольно, без господдержки. Интересно, что одной из приемных дочерей Лидии Евгеньевны является финалистка международного проекта 1-го сезона «Ты-супер!», студентка областного колледжа культуры и искусств Надежда Чехова.


Лидия Евгеньевна – обладательница трех дипломов о высших образованиях и множества удостоверений различных курсов повышения квалификаций.


Еще я была приятно удивлена, узнав, что моя собеседница - наша коллега: Лидия Стародубцева окончила Киевский государственный университет по специальности «международная журналистика», и в свое время ей довелось поработать внештатным корреспондентом в разных изданиях. Так вот, оказывается, откуда эта жизненная хватка, владение словом, умение убеждать и отделять «зерна от плевел»!


На момент нашей встречи она вошла в тот прекрасный «бархатный» возраст, когда покой и домашний уют наедине с умной книгой для иных оказывается предпочтительней водоворота дел и событий. Но она не заточена на покой, и утверждает, что пока есть силы и возможности, останется в рабочем строю. Но как ее на всё это хватает? С ответа на этот вопрос и началась наша беседа с этой удивительной сильной женщиной.


- В любом деле важна внутренняя готовность человека к выполнению тех или иных обязанностей. Работа директора дома-интерната –серьезная государственная должность. И, возможно, последняя в моей жизни. В следующем году мне исполняется 65 лет, и это уже будет третий срок, по которому я могла бы уйти на пенсию: в 50 - как многодетная мать, в 55 – как все российские женщины, а в 65 – по новому законодательству, если оно будет принято. Кроме того, у меня более 25 лет педагогического стажа, и я могла бы уйти на пенсию еще и по выслуге лет.


- Что в вашем трудном служении поддерживает вас на плаву?


- Наверное, внутренняя закалка, воспитание в духе «сначала думать о людях, а потом о себе». Эту мысль я впитала с раннего детства, когда нам с младых ногтей внушали, что общественное выше личного. Когда я только начинала работу в доме-интернате, столкнулась со множеством серьезных проблем, и для их решения пришлось приложить максимум усилий, возможностей и личных связей. К работе на благо учреждения пришлось привлечь даже всю свою большую семью. В результате сейчас по таким параметрам как эффективность работы, благоустройство учреждения и многим другим мы на протяжении восьми последних лет не опускаемся ниже третьего места.


Вообще на плаву меня поддерживает сама работа, осознание того, что плоды твоего труда необходимы государству, обществу, моим подопечным, моей семье, самой себе. Работа постоянно держит меня в тонусе, не позволяет расслабляться. Однако с любой работы нужно уходить осознанно, давая дорогу молодым.


- Но, постоянно живя в таком режиме, однажды можно просто перегореть!


- Против выгорания есть «противоядие». Например, переключение на другие виды деятельности. Самое лучшее – это регулярная физическая нагрузка. И у меня в жизни ее хватает. Попробуйте-ка побегать по нашему немаленькому учреждению целый день - с первого этажа на третий, и наоборот! Вот я и бегаю по долгу службы. Кроме того, регулярно посещаю бассейн арт-отеля «Галерея». Ну и конечно, не могу не сказать о своем любимом виде спорта – пулевой стрельбе. Тренировки, которые обычно проходят в спортивном зале Тарусского многопрофильного техникума, воспитывают умение сосредоточиться, ставить цель и направить все усилия на ее достижение. Все эти навыки переносятся и на работу. Когда ты стремишься к цели, дилемма «можешь или не можешь» исключена. Ты просто должен попасть «в десятку»! 


Может быть, некоторых спорт подталкивает к работе, но у меня всё наоборот: работа заставляет тренироваться, чтобы быть в хорошей физической форме ради выполнения качественного и длительного труда.

- Предположим, по каким-либо причинам вам пришлось бы уйти с работы. Чем бы вы занялись?


- Ну уж точно не сидела бы, сложа руки! Я – общественник, и для меня всегда найдется работа с людьми - с детьми, со стариками или инвалидами. Например, я бы организовала институт бабушек, или вернулась бы к обучению детей основам бальных танцев.


- Вы собираетесь посадить бабушек за студенческую скамью?


- На самом деле это очень серьезная проблема. Дело даже не в том, что не все бабушки понимают, как правильно воспитывать внуков. Современные люди подчас плохо себе представляют, насколько важно сохранить связь поколений. Но, во-первых, это передача жизненного опыта следующему поколению. А во-вторых, человек в любом возрасте нуждается в поощрении, признании, благодарности за свой труд. Когда мы приглашаем для награждений на сцену многодетные или приемные семьи, мне всегда хочется сказать: «А почему только мама и папа – где же дедушка и бабушка? Поднимите их на сцену! Это они вырастили родителей этих детей!» Нашему обществу очень важно психологическое формирование многопоколенной традиционной российской семьи. В свое время мы этот момент упустили, а теперь это нужно восстанавливать. Развернуть общество лицом к старикам, детям, сиротам, инвалидам - важнейшая работа, требующая больших усилий и затрат. Перелопачивать придется весь социальный блок! И кстати, вопрос о связи поколений нужно рассматривать и при подходе к разработке изменений в пенсионном законодательстве.


- С такой установкой вы точно без работы не останетесь! Кстати, а что вы думаете о грядущих преобразованиях пенсионной системы?


- Да, они действительно назрели, и законодательство в этой сфере действительно нужно менять. Но менять не резко, а последовательно, изучив все аспекты этой проблемы. Для этого нужны дискуссии, круглые столы в трудовых коллективах, чтобы, во-первых, донести людям необходимость этих изменений, а во-вторых, получить от них обратную связь.   


Я не сторонница резкого повышения пенсионного возраста. Считаю, что он может быть увеличен на три года для мужчин и на пять - для женщин. Как показывает практика работы в доме-интернате, женщины более жизнестойки и стрессоустойчивы, дольше способны сами себя обслуживать, быстрее восстанавливаются после ударов судьбы. В то же время новое пенсионное законодательство обязательно должно предусматривать преференции женщинам в связи с рождением детей.


- Чем, на ваш взгляд, обусловлена необходимость пенсионных преобразований?


- Еще 20 лет тому назад, в то время, когда действовали нынешние планки пенсионного возраста, общество условно представляло из себя «стакан», где вверху находились пенсионеры, ниже шел большой пласт трудоспособных людей, а в узком основании располагались дети. Сейчас же общество напоминает скорее тюльпанообразный бокал для виски, в котором пенсионеры занимают верхнюю и самую большую часть, а трудоспособные – самую узкую, «ножку» бокала.


Не стоит забывать и об уровне инвалидности в обществе. Только по официальной статистике доля особенных людей составляет сейчас 10% против 7% ранее. То есть десятая часть общества уже получает пенсию, не производя никаких материальных благ. Так где же взять работоспособное население, содержащее стариков и инвалидов? Его просто не нарожали в нужном количестве! И если дальше у женщин не будет стимула для рождения нескольких детей, кому, спрашивается, мы оставим заводы, гипермаркеты, объекты культуры и спорта? Для кого мы создаем страну? А насколько гуманно перегружать малочисленное, но здоровое трудоспособное население обязанностями содержания огромного пласта пожилых и инвалидов? Ведь так и их можно до инвалидности довести!


Так что, изменения в пенсионном законодательстве в стране назрели по многим причинам. Но проблема эта многоаспектная, она затронет все сферы жизни. Соответственно, и подходить к ее решению нужно, учитывая все составляющие – экономические, демографические, социальные и другие.


Беседовала Ирина ТОКАРЕВА.