56

С 25 июля 2023 г. в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского будет представлен новый экспонат - аэросани-амфибия А-3.

В середине 1960-х годов в отечественной прессе появились многочисленные сообщения о создании в знаменитом ОКБ А. Н. Туполева совсем «неавиационной» конструкции - амфибии A-З. Однако удивление это могло вызвать лишь у людей, далеких от темы, поскольку еще в начале XX века, находясь под патронажем Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского, Андрей Николаевич Туполев активно занимался разработкой скоростных аэросаней, призванных дополнить авиационные транспортные средства.
В 1961 году начались испытания первого образца аэросаней-амфибии на Истринском водохранилище. В следующем году первый экземпляр передали в опытную эксплуатацию. В 1964 году были выпущены первые серийные А-3. Серийное производство этой модели продолжалось более 20 лет, за это время было выпущено около 800 экземпляров в нескольких модификациях. Активная эксплуатация А-3 продолжалась до конца 1980-х гг., отдельные экземпляры аэросаней продолжают работать и до сегодняшнего времени в восточных районах нашей страны.
Создателям А-3 удалось создать эффективную многоцелевую машину, которая использовалась для связи, оказания медицинской помощи, перевозки пассажиров и грузов, проведения спасательных операций в условиях бездорожья в любое время года. В кабину помещалось до 500 кг груза или 6 человек. В серии на А-3 были установлен авиационный двигатель 260 л/с, который позволял развивать скорость при полной загрузке до 60 км/ч и дальность хода до 500 км. При движении по воде амфибии было достаточно глубины воды всего 5 см. Для нее не являлись преградами заросшие травой поймы рек, песчаные отмели, мелкие торосистые ледовые покрытия, включая битый лед.
Создание удачной и нужной стране амфибии А-3 было отмечено наградами ВДНХ в 1965 году За эту работу ОКБ А.Н. Туполева получило диплом первой степени. Хорошие амфибийные возможности А-3 обеспечили им большой потребительский спрос внутри страны. Долгие годы эти амфибии успешно использовались на Онеге, Пинеге, Мезени, Северной Двине, Лене и Оби. В 1970-е гг. они работали на строящейся трассе БАМ. А-3 нашли применение в вооруженных силах, у пограничников, в поисково-спасательной службе отряда космонавтов и т.д.
Эксплуатация аэросаней-амфибии А-3 показала, что реальная себестоимость грузопассажирских перевозок на них была почти в два раза ниже, чем на классических аэросанях, и на треть меньше, чем на катерах. При этом дальность хода с одинаковыми коммерческими нагрузками оказалась как минимум в два раза больше.
Л. Жданова,
заведующая
информационно-
коммуникативным отделом
ГМИК им. К.Э. Циолковского.