Современные школьники неплохо разбираются в компьютерах. Они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Но главным условием гражданского воспитания, по мнению В. А. Сухомлинского, является нравственная зрелость. Известный педагог писал: «Молодёжь трудится, в общем-то, немало, но этот труд всегда опекается взрослыми. Очень мало в этом труде самостоятельности мысли… суждения, решения, ответственности — тех качеств, без которых не может быть и речи о гражданственности труда».
Выпускник школы похож на былинного богатыря на распутье, только разница состоит в том, что перед ним не три дороги, а гораздо больше, и перед глазами нет придорожного камня, где было бы чётко написано, какие испытания ждут его на каждой из них. В юности мы стоим перед выбором профессии. Многие из них очень привлекательны. А надо выбрать одну, ту, которая будет максимально соответствовать склонностям молодого человека. Но этот выбор сделать не так уж и просто. Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомлённости о требованиях, предъявляемых к той или иной специальности. Ошибка в выборе профессии воспринимается порой молодыми людьми как жизненная катастрофа. «Неудачник» теряет уважение к себе. Много лет опытные учителя школ ждали изменения в Федеральный закон «Об образовании». Особенно это касалось воспитания школьников. И вотПрезидентомРФ4августа 2023 года был подписан Федеральный закон № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который содержит нововведения для учащихся. В данный закон внесены поправки, которые одним из основных принципов политики государства в сфере образования провозгласили единство обучения и воспитания. Особое место отведено формированию у учащихся ответственного отношения к труду и его результатам . Главный вывод состоит в том, чтобы каждый выпускник школы умел и любил трудиться. То, что для современных учеников покажется необычным, для старшего поколения составляло главную часть школьной жизни. Как говорится, «новое — это хорошо забытое старое». Труд, которым человек занимается с детства, особенно если этот труд в коллективе, остаётся в памяти на всю жизнь. Долгое время в нашей стране понятие «трудовое воспитание» перестало быть составляющей частью воспитания. Взрослые часто стремились облегчить жизнь детей, а иногда и вообще освободить их от него. Особенно часто это встречается в семейном воспитании. Часто родители (и иногда учителя!) и не подозревают, что, освобождая детей от труда, они лишают их основного вида деятельности, в процессе которой как раз и воспитываются основные качества личности. В итоге часто вырастает молодой человек, который с презрением относится к труду других людей. Недостатки воспитания в семье часто достаётся исправлять учителям, школе. Рассмотрим одну из таких ошибок. Часто родители, поручая какое-нибудь дело ребёнку, заранее договариваются о плате за выполненную им работу. В результате растёт эгоист, который высоко ценит свой труд, переводит каждый свой шаг, каждое своё дело в рубли и не ставит ни во что труд других людей. Ему родители не предъявляют, естественно, счёт за одежду, питание… И ребёнок приходит к выводу: всё это дело само собой разумеющееся, не имеющее особого значения. Мы, взрослые, часто сознательно преувеличиваем сделанное детьми. Нам кажется, что таким образом мы стимулируем их трудовые усилия. В какой-то мере да. Но отрицательные последствия такого преувеличения куда значительнее: ребёнок привыкает недооценивать труд окружающих и превозносит свои трудовые возможности. А это приводит к разочарованию, причём очень болезненному впоследствии, когда их труд будут оценивать другие. Каждый педагог знает, что организация труда детей требует продуманных педагогических инструментов. В противном случае результаты могут быть противоположными тем, которые хотел получить воспитатель. Возвращаясь к изменениям, внесённым в Федеральный закон «Об образовании», следует отметить, что учащиеся будут трудиться с учётом своих возрастных особенностей в рамках образовательной программы. Согласие родителей и самих детей на участие в трудовой деятельности не требуется. А если труд школьников выходит за рамки программы, то он будет регулироваться трудовым законодательством. Для реализации трудового воспитания обучающихся новый закон установил обязанность учеников принимать участие в общественно полезном труде, направленном на формирование у них «трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда». Новые правила официально возвращают дежурства по классу, полив цветов, помощь в библиотеке, высадку деревьев и т. д. Одна из самых важных задач школы — формирование полноценных граждан своей страны, а её решение во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие ученики, какую профессию они изберут и где будут работать. Интерес к этой проблеме вполне обоснован. Сегодняшним выпускникам наших школ обеспечена невиданная ранее в истории нашей страны возможность права свободного выбора профессии. Но реализовать это право — довольно сложная задача. В рамках профориентационной работы я часто прошу ребят ответить на вопрос, как не ошибиться в выборе профессии, на что, определяя своё призвание, надо опираться. И в данной статье я хочу привести некоторые ответы, которые, пожалуй, наиболее ярко выражают настроения выпускников школ. И.Н. пишет: «Я отношусь совсем не к тем счастливчикам, которые знают, кем они будут, что их ожидает впереди. А я не знаю, кем мне быть. Я учусь в XI классе. Скоро уже и экзамены, и прощальный Выпускной бал. А ты стоишь на распутье дорог и не знаешь, куда податься. Я учусь хорошо. Все считают, что таким, как я, одна дорога — в вуз… А посмотришь со стороны на иных людей, которые институт закончили, и жалко их становится. Работают они только из материальных побуждений, не ощущая при этом никакой радости от труда. И я боюсь оказаться в таком же положении. Завидую тем, кто с детства имеет мечту о будущей профессии и стремится претворить её в жизнь. Но что делать мне, если у меня нет такой мечты?» А вот делится своими тревогами А. Ш.: «Я не знаю, кем быть, чему отдать предпочтение, где я больше принесу пользы людям». Анализируя ответы выпускников, приходишь к выводу, почему так важно сформировать у школьников способность к профессиональному самоопределению. В связи с этим, в 2023–2024 учебном году с учащимися в обязательном порядке будут проводиться мероприятия по профориентации. По мнению разработчиков закона, поправки внесены в целях «научить детей с юных лет понимать значимость и ценность труда, его роль во всех сферах жизни», развить у детей «чувства причастности к единому делу, выработки активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме», ведь лишь «ребенок, который умеет и любит трудиться, сможет во взрослой жизни состояться в профессии, в семье, в социуме». В заключение хотелось бы сказать о том, как к труду, как средству воспитания, относились великие русские педагоги. В. А. Сухомлинский отмечал облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашёл в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком» [2, c. 134]. А А. С. Макаренко указывал на важность творческого труда: «Научить творческому труду — особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта» [1, c. 228]. Таким образом, мы видим, что трудовое воспитание не теряет своей актуальности и в наши дни. Литература: 1. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. / Сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Авдеева, В. Н. Трудовое воспитание в современных условиях / В. Н. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105818/ (дата обращения: 29.10.2024).