Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный по времени. Положительные результаты достигаются путем проведения ранней профилактики с детьми и подростками.
Как правило, дети совершают правонарушения, находясь вне школы. В настоящее время по разным причинам (занятость родителей на работе, конфликты в семье и др.) многие из ребят оказываются предоставленными самим себе. Некоторые подростки пытаются демонстрировать свою состоятельность, совершая правонарушения, пробуя курить, употреблять алкоголь, выбирая недетские формы досуга.
Основным законодательным актом, регулирующим деятельность государства по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц (имеются в виду лишь те должностные лица, в функции которых входит надзор за несовершеннолетними. Поэтому безнадзорным следует признавать несовершеннолетнего, лишенного внимания как со стороны родителей или законных представителей, так и со стороны соответствующих должностных лиц.
Почему получается так, что подростки становятся правонарушителями, совершают преступления? Источник нравственной и педагогической запущенности детей следует искать в семье. Довольно часто родители подростков, состоящих на профилактических учетах в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделении по делам несовершеннолетних, жалуются: «Он (она) меня не слушается, грубит», «Делайте с ним что хотите», «Я для него не авторитет» и т. д. Родители, злоупотребляющие спиртным, нигде не работающие, асоциальными формами поведения показывают своим детям дурные примеры. Ведь вырастая в неблагополучной семье, именно у себя дома подростки впервые сталкиваются с грубостью, жестокостью, равнодушием, отсутствием взаимопонимания. Воспринимая такие отношения как норму, они переносят их на свое окружение на улице и в школе. Именно отрицательный пример родителей является одной из важнейших причин появления «трудных» подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, и их поведение зачастую является как бы ответной реакцией, своеобразной формой самозащиты.
От родителей зависит то, каким видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, что пробуждает у ребенка сочувствие и презрение, любовь и ненависть. В воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. С детьми нужно разговаривать, обсуждать увиденное или прочитанное, формировать в них чувства долга и ответственности.
Правовой основой воспитания и образования несовершеннолетних являются соответствующие нормы Семейного кодекса РФ. Принципиальное значение имеет законодательно закрепленное положение о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. За неисполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной, семейно-правовой, уголовной. Поэтому задача родителей состоит в том числе и в предупреждении детей-подростков о последствиях нарушения теми норм закона.
Е. Буданова,
ответственный секретарь КДН и ЗПР «Спас-Деменский район».