В этом году ей исполняется 125 лет

Ежегодно в первое воскресенье августа отмечается День железнодорожника. Это важный профессиональный праздник всех причастных к нему работников отрасли независимо от должности.

Железнодорожники - особая профессия

На примере станции Спас-Деменск знаем, что железнодорожники были гордостью района. Широкое понятие РЖД включало в себя много организаций и профессий, зачастую связанных с риском для жизни. Кануло в небытие локомотивное депо, не стало клуба, столовой, магазинов, амбулатории.
Так вышло, что история не только железной дороги, но многих предприятий и организаций района, да и всей страны в целом в какой-то момент получилась трагичной. Однако, если без многих предприятий мы научились обходиться, то без железной дороги никак. Никого из нас не надо убеждать в ее необходимости, она прочно вошла в нашу жизнь, несмотря на все перипетии.
Однако вернемся в наш район. Сегодня другие времена. У нас осталось две станции - Спас-Деменск и Павлиново. Через них проходят пассажирские, пригородные и грузовые поезда. Пассажирские проходят два раза в неделю. Пригородные - три пары Смоленск - Фаянсовая, Фаянсовая-Козельск и грузовые - пять пар.
Начальник станции Любовь Мищенкова на железной дороге четыре года. В зоне ее ответственности дежурная по станции Спас-Деменск Елена Конюхова и дежурная по станции Павлиново Татьяна Языкова. Также она контактирует со смежными службами: эклектромеханиками, связистами, путейцами, кассиром.
- Конечно, за последние годы на железной дороге произошло много изменений и реформ. Это привело к сокращению станций и персонала. Если раньше дежурные работали круглосуточно, то теперь только днем. Прежде вели документацию на бумажных носителях, теперь еще и на электронных, - пояснила Любовь Валентиновна. - Всем управляет диспетчер, который находится в Москве. У нас единая компьютерная база. Большое внимание уделяется охране труда, правилам технической эксплуатации железных дорог. Сбой в системе безопасности является самым опасным фактором. Кроме того, никто не отменял человеческий фактор. Для нас главным является соблюдение дисциплины труда. А еще постоянно учим различные инструкции, проводим инструктажи. Без этих знаний никак.

Железная дорога - это судьба
Елена Конюхова отдала ей 22 года своей жизни. Сначала была простым станционным рабочим, потом четыре года заочно училась в Московском железнодорожном колледже. После его окончания назначили на должность дежурной по станции, которую она исполняет до сих пор.
- Елена Николаевна обладает главными качествами в своей профессии - внимательностью, ответственностью, самодисциплиной, самоконтролем. Железнодорожный транспорт считается одним из самых безопасных благодаря профессиональным действиям таких людей, как Е. Н. Конюхова. Она оперативно реагирует на все ситуации, действует строго по инструкции, соблюдает дисциплину, ни шагу от регламента, - говорит Любовь Мищенкова. - Основной функцией Елены Николаевны является обеспечение бесперебойной работы станции и организация правильного прохождения поездов через нее. С ней она успешно справляется.
Летнее утро. Обычный рабочий день. На станции тишина. Нет той суеты, что была раньше, когда поезда по летнему расписанию доставляли пассажиров на юг и в другие места. Однако обязанности дежурной по станции остались те же. Она по-прежнему собрана, серьезна, досконально знает свою работу и не раз передавала знания и опыт молодежи.
- За двадцать два года всякое случалось, - вспоминает Елена Николаевна. - Были спокойные дежурства, были и непредвиденные обстоятельства. А однажды на нашей станции даже снимали художественный фильм. С теплотой вспоминаю людей, с которыми бок о бок трудилась много лет. Имена некоторых из них останутся в истории нашего района: машинисты, связисты, дежурные по станции, проводники, осмотрщики составов поездов и другие.
Пользуясь случаем, начальник станции Л. В. Мищенкова поздравила с наступающим праздником своих коллег и ветеранов отрасли. Здоровья всем, счастья и мира!

Когда-то железная дорога для многих была в диковинку, а путешествие по ней, особенно предпринимаемое впервые, становилось событием. Железную дорогу называли артерией страны.

Работа в РЖД представляет разнообразные виды деятельности, включая пассажирские и грузовые перевозки, производство, ремонт, строительство инфраструктуры. В целом российская железная дорога - одна из крупнейших и развитых в мире. Это стабильность и надежность, уверенность в завтрашнем дне.
Марина Данильченкова.
Фото автора.