Христос Воскресе!


От сердца, преисполненного светлой радости, поздравляю всех вас с жизнеутверждающим праздником Воскресения Христова! Праздничное богослужение – это ликование о торжестве жизни над смертью, правды над ложью, чистоты над пороком.


Пасхальная служба начинается торжественным крестным ходом. Духовенство, верующие с зажженными свечами под колокольный звон в сумраке ночи с сердечной молитвой обходят храм. Это напоминает евангельскую притчу о десяти девах. Из десяти дев, вышедших навстречу жениху с зажженными светильниками, было пять мудрых, а пять - неразумных. Мудрые девы взяли с собой запас елея, а неразумные - нет. Под елеем св.Отцы понимают не только исполнение церковных предписаний (молитв, постов, участие в богослужениях, принятие таинств), помощь нуждающимся, строительство храмов и часовен и т.п., но главным образом, внутренние духовные добродетели, такие как покаяние, смирение, любовь к ближним и т.д. Духовные, а не телесные добродетели уподоблены елею. О внешних добродетелях десяти юниц сказано, что это было девство. Все они совершили трудный и угодный Богу внешний подвиг, сохранили телесную чистоту. Отличие одних от других не в наружном делании, а в усердии, ко внутреннему благоустроению.
Если христиане заняты исключительно внешним деланием, не радея о внутреннем, такие труженики неразумны и не смогут угодить Богу. О таких подвижниках Спаситель говорил: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком» (Мф. 15,8), то есть почитают Бога только словами и телесными подвигами без благочестивого направления души, в связи с этим «сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15,8), т.к. они привлекают похвалу, которая заражает их души различными недугами, такими как славолюбие, зависть, лицемерие, сребролюбие, сластолюбие и другими страстями; «но тщетно чтут Меня» (Мф. 15,8-9). Телесным деланием, т.е. напрасно, без пользы для своей души творят одни внешние подвиги, которые без смирения образуют из них фарисеев и лицемеров. У них снаружи одно, а внутри совсем другое.
Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми церковными дверями. После прославления Святой Троицы они открываются и все участники крестного хода входят в храм. Не совсем так будет во всеобщее воскресение. Спаситель говорил: «Исполняющий волю Отца Моего Небесного войдет в Царство Небесное» (Мф. 7,21). Какова же эта воля Отца Небесного? Его воля, чтобы научились не только телесному посту или бдению, а внутренним добродетелям, таким как покаяние, терпение и смирение.
Крестный ход, вошедший в храм с Крестом, Евангелием, с иконами, с горящими свечами под радостный колокольный звон, изображает всеобщее воскресение и ликование праведников, т.е. искренно кающихся грешников. От нас зависит, войдем ли мы с кающимися грешниками в райские обители или останемся вне спасительного ковчега с грешниками, не принесшими покаяния. Прп.Амвросий писал: «Всеблагий Господь готов всегда принять искренно кающегося и не лицемерно смиряющегося».
Дорогие! Желаю вам избрать спасительный путь и через искреннее покаяние и очищение души от страстей, сподобиться милости от Воскресшего Христа Живодавца! Он всех смирившихся грешников принимает в Свое Небесное Царство. «Истинно, истинно говорю вам, что мытари и любодейцы кающиеся идут в Царство Небесное» (Мф. 21.31).
Паки и паки поздравляю вас с всерадостным и жизнеутверждающим Христа Бога нашего Воскресением, так как сегодня
Воистину Воскресе Христос!
Максимилиан,
архиепископ Песоченский и Юхновский.